Международные валютно-кредитные и финансовые организации
- Осуществляет содействие различным странам в денежно-кредитной сфере;
- Регулирует правила и нормы на международном валютном рынке, а также способствует стабильности валютного рынка и национальных валют;
- Содействует устранению различных валютных ограничений и созданию системы международных расчетов;
- Кредитует экономики различных стран с целью устранения диспропорций платежного баланса.
Рисунок 1. Эмблема МВФ
Финансовые ресурсы МВФ формируется за счет стран – его участников. Денежные средства странами-участниками вносятся согласно квоте, которая рассчитывается по формуле, в зависимости от экономики страны-участницы. По сути МВФ задумывался как организатор и регулятор международных расчетов, который должен был путем предоставления кратко-срочных займов определенной стране, выравнивать ее платежный баланс в системе международных расчетов. А Все-мирный банк (ВБ), также созданный в рамках Бреттон-Вудских соглашений создавался в целях долгосрочного кредитования развивающихся и беднейших стран для структурных изменений их экономик, а именно – приватизации государственной собственности, либерализации отраслей хозяйства и торговли, реформы образования и здравоохранения и т.д. Всемирный банк (ВБ) включает в себя на данный момент две структуры – Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (МАР). Но основу деятельности Всемирного банка в основном представляет Международный банк реконструкции и раз-вития. Однако на практике, за почти свыше семи десятилетий существования этих организаций, их функции стали переплетаться и часто дублироваться. МВФ стал активно кредитовать развивающиеся страны с целью структурных преобразований общества, фактически подменяя собой Всемирный банк. При чем в отличии, от Всемирного банка, МВФ не ставит своей целью улучшение жизненного уровня населения кредитуемых им стран. Что прекрасно показал опыт сотрудничества России с МВФ с 90-х годах прошлого века, а сейчас наглядно можно наблюдать, как МВФ поступает с Украиной.
Сотрудничество России и МВФ началось с 1992 года. С периода 1992 года до 1998 года МВФ предоставил России кредитов на сумму 21,3 миллиарда долларов. Можно прямо говорить, что МВФ воспользовался моментом острой кризисной ситуации в России в эти годы и извлек из нее максимум возможной прибыли. За развал всех отраслей промышленности - судостроительной, авиационной, транспортной, в том числе торговый и научный флот, электронной, оптико-механической, фармацевтической и т.д., список можно продолжать бесконечно, а также обнищания населения России, что вызвало отток специалистов высокого класса в США и на Запад, МВФ заплатил сущие копейки – всего 21,3 миллиарда долларов. Поскольку предоставлял кредиты под конкретные «реформы» в экономике, социальной политике, здравоохранении. Что также усилило вымирание населения и демографический спад, последний раз страна такого рода демографическое потрясение переживала только в период 1941-1945 годов. За эти кредиты Запад и США фактически уничтожили конкурентов во всех отраслях промышленности. Либерализация цен в 1992 году, проведенная правительством Е. Гайдара, которая вызвала массовое обнищание населения России, была одним из условий МВФ, на которых он предоставлял кредит. За год цены выросли в 26 раз. Это один из многочисленных примеров отрицательного воздействия условий МВФ на экономику России. Были и другие, но это уже другая тема, не имеющая к данной главе отношения.
Примерно также проходило и сотрудничество со Все-мирным банком. К счастью, в первой половине 00-х годов, в период бурного роста цен на нефть и последующего роста экономики России, от сотрудничества с этими организациями отказались, а также выплатили все ранее взятые у них займы.
Рисунок 2. Логотип ЕБРР
Еще одна международная финансово-кредитная организация представлена ЕБРР – Европейским банком реконструкции и развития. Создан он в Лондоне в 1990 году. Заявленная цель его создания – помощь переходу к рыночной экономике стран бывшего СССР и бывших социалистических стран Восточной Европы. С ЕБРР у России складывалось более удачное сотрудничество. ЕБРР предоставляет, как правило, долгосрочные кредиты в различные отрасли экономики под различные проекты, а также для развития малого и сред-него предпринимательства, не устанавливая при этом никаких политических и иных требований. В связи с ситуацией на Украине в 2014 ЕБРР приостановил финансирование проектов в России, в ответ Россия прекратила участвовать в его проектах, осуществляемых на российские деньги.
