Региональные бюджеты России. Свердловская область
Видео лекция - Обзор бюджета Свердловской области за 2020 год
По сути это бюджеты второго уровня в бюджетной системе Российской Федерации. Они предназначены для обеспечения задач и функций, которые возлагаются на региональные органы исполнительной власти России. В силу исторических, географических, природных, культурных и иных факторов все регионы России имеют существенные отличия, что сказывается и на специфике региональных бюджетов.
Статья 8 Бюджетного кодекса России наделяет региональные органы власти следующими бюджетными полномочиями:
- «…установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
- составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;
- установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;
- установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;
- определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации;
- установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации;
- установление нормативов отчислений доходов в бюджеты сельских поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджеты муниципальных районов, в случае, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закреплены другие вопросы местного значения из числа вопросов местного значения городских поселений, решаемых муниципальным районом на территориях сельских поселений;
- определение законами субъектов Российской Федерации источников доходов бюджетов внутригородских районов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
- установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;
- предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;
- установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
- осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта Российской Федерации;
- установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету субъекта Российской Федерации и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов;
- временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;
Рисунок 1. Структура бюджетной системы РФ.
Скриншот с официального сайта Правительства РФ http://budget.gov.ru
«Электронный бюджет. Единый портал бюджетной системы РФ»

- установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от отдельных неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации;
- иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации…».1
Региональный бюджет и свод местных бюджетов, находящихся на территории данного субъекта РФ, образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Доходы бюджетов субъектов РФ в соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации бывают следующих видов:
«…1. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
2. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним.
3. К неналоговым доходам бюджетов относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- средства самообложения граждан, инициативные платежи;
- иные неналоговые доходы.
4. К безвозмездным поступлениям относятся:
- дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
5. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.
6. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты…».2
Рассмотри более детально налоговые и неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.
К налоговым доходам бюджета субъекта РФ (статья 56 Бюджетного кодекса России на 01.08.2021 года), относятся:
«…1. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:
- налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;
- налога на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;
- транспортного налога - по нормативу 100 процентов.
2. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:
- налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
- налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 75 процентов;
- налога на доходы физических лиц (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом, тридцать шестом и тридцать девятом статьи 50 настоящего Кодекса и абзацах пятом и пятьдесят четвертом настоящего пункта) - по нормативу 85 процентов;
- налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента - по нормативу 100 процентов;
- акцизов на спирт этиловый из пищевого или непищевого сырья - по нормативу 100 процентов;
- акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 100 процентов;
- акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 88 процентов;
- акцизов на средние дистилляты, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 50 процентов;
- акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 80 процентов;
- акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, включающую пиво, вина, фруктовые вина, игристые вина (шампанские), винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 100 процентов;
- акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно - по нормативу 100 процентов;
- акцизов на виноматериалы, виноградное сусло, фруктовое сусло - по нормативу 100 процентов;
- налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;
- налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60 процентов;
- налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - по нормативу 100 процентов;
- регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;
- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 80 процентов;
- сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 80 процентов;
- сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 процентов;
- налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе минимального налога, - по нормативу 100 процентов;
- государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов), за исключением государственной пошлины, предусмотренной абзацами сорок восьмым и пятидесятым настоящего пункта, - по нормативу 100 процентов;
- государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - по нормативу 50 процентов;
- государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в электронной форме и выдачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - по нормативу 25 процентов;…
- …5. Указанные в настоящей статье налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном статьей 58 настоящего Кодекса…». 3
Рисунок 2. Регионы Российской Федерации. Современное федеративное устройство РФ.
Скриншот с официального сайта Правительства РФ http://budget.gov.ru
«Электронный бюджет. Единый портал бюджетной системы РФ»

К неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ, в соответствии со статьей 57 Бюджетного кодекса России (на 01.08.2021 года), относятся:
- «…доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;
- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;
- доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями субъектов Российской Федерации;
- части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации;
- платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов;
- платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
- доходов от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - по нормативу не более 50 процентов;
- доходов от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не более 50 процентов;
- платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
- разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, по участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов, - по нормативу 100 процентов;
- регулярных платежей за пользование недрами при пользовании недрами на территории Российской Федерации - по нормативу 60 процентов;
- разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории Российской Федерации по участкам недр местного значения - по нормативу 100 процентов;
- платы от продажи на аукционе права на заключение договора пользования водными биологическими ресурсами, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
- платы, полученной по результатам конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком, состоящим из акватории водного объекта, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, или ее части, - по нормативу 100 процентов;
- платы за предоставление государственными органами субъектов Российской Федерации, казенными учреждениями субъектов Российской Федерации сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах (регистрах), ведение которых осуществляется данными государственными органами, учреждениями, - по нормативу 100 процентов (через МФЦ – 50 процентов, в электронной форме 25%);
- сборов за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участками недр местного значения - по нормативу 100 процентов;
- платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов (в федеральной собственности – 50 процентов);
- платы по соглашениям об установлении сервитута, заключенным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными или муниципальными предприятиями либо государственными или муниципальными учреждениями в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов (в федеральной собственности 50%)…». 4
Для примера можно рассмотреть консолидированный бюджет Свердловской области за 2007 год и сравнить его с консолидированным бюджетом Свердловской области за 2018 год. Посмотреть, как за 11 лет изменилась общая сумма доходов и расходов бюджета, какие виды налогов перестали поступать в бюджет, а какие виды поступлений увеличились или добавились. Также будет видно, какая доля налогов стала более значимой (Таблица 1.), а какие налоги утратили статус «основных наполнителей регионального бюджета». Оценить изменение функциональных статей расходов и понять финансирование, каких именно целевых расходов бюджета было увеличено (Таблица 2).
Рассмотрим подробнее доходы консолидированного бюджета Свердловской области (таблица 1). Основными «наполнителями» бюджета также остаются по значимости – «Налог на прибыль предприятий» (строка 1.), «Налог на доходы физических лиц» (строка 2.) и «Налог на имущество организаций (юридических лиц)» (строка 4. В 2018 году). Также значительным источником формирования доходов областного бюджета являются средства, передаваемые из Федерального бюджета РФ, в виде дотаций и субвенций – в 2007 году 10,57% всех доходов бюджета, а в 2018 году – 9,41% доходов бюджета. Серьезными по значимости «наполнителями» бюджета стали «акцизы на различные виды продукции», доля которых возросла с 3,91% в 2007 году до 6,95% в 2018 году. Также в 2018 году бюджет Свердловской области получил значительные суммы в виде госпошлин, штрафов, возмещения ущерба и т.п. Данные средства в 2007 году в основном поступали в Федеральный бюджет.
Таблица 2 позволяет посмотреть функциональные статьи расходов консолидированного бюджета Свердловской области за 2007 и 2018 годы.
Таблица 1.

Таблица 2.

Таблица 3.

В таблице 3 дана расшифровка статей консолидированного бюджета по социальным расходам и социальному обслуживанию населения в 2018 году, которые в целом составляют 28,51% (строка 3 + строка 16) расходов консолидированного бюджета Свердловской области за 2018 год против 14,63% в 2007 году. Это не считая средств на финансирование здравоохранения и образования в Свердловской области. В 2007 году первое место среди расходов занимали «Межбюджетные трансферты муниципальным и местным бюджетам» с долей 32,10% в общих расходах бюджета области. В 2018 доля данных расходов упала до 11,42%. Вызвано это тем, что за этот период (11 лет) образовательные учреждения (дошкольные, школы) и ряд медицинских (поликлиники, городские больницы), были переведены с местных бюджетов муниципалитетов на централизованное финансирование из областного бюджета, что значительно увеличило статью 7. «Общее образование» с 3.14% в 2007 году до 13,82% в 2018 году. Значительно увеличилась доля расходов по статье 3 «Социальное обеспечение» с 13,85% в 2007 году до 21,44% в 2018 году. Подробная расшифровка этих расходов приводится в таблице 3. Отдельной строкой в областном бюджете проходит статья 21 «Дошкольное образование», на цели которого в 2018 году выделено 6,72% всех бюджетных расходов Свердловской области.
Уместно рассмотреть бюджетный процесс региональных бюджетов Российской Федерации на примере бюджетного процесса в Свердловской области осуществляемого на основании областного закона Свердловской области № 8-ОЗ «О бюджетном процессе в Свердловской области», принят Свердловской областной думой 17 ноября 1994 года. Данный закон регулирует порядок осуществления бюджетного процесса в области, связанный с принятием проекта консолидированного бюджета области и Территориального фонда обязательного страхования Свердловской области, а также с порядком утверждения этих проектов, исполнением бюджетов и формированием бюджетной отчетности. Закон также регулирует и бюджетный процесс в муниципальных образованиях Свердловской области.
Статья 4 закона определяет общий порядок составления проекта областного бюджета:
«…1. Составление проекта областного бюджета осуществляется в соответствии с основами составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов Российской Федерации, определенными федеральным законом.
3. Составление проекта областного бюджета обеспечивается Правительством Свердловской области.
Непосредственное составление проекта областного бюджета осуществляется финансовым органом Свердловской области.
4. В ходе составления проекта областного бюджета должны применяться следующие документы и материалы:
1) основные направления бюджетной и налоговой политики Свердловской области;
2) прогноз социально-экономического развития Свердловской области;
3) бюджетный прогноз Свердловской области (проект бюджетного прогноза Свердловской области, проект изменений бюджетного прогноза Свердловской области) на долгосрочный период;
4) государственные программы Свердловской области (проекты государственных программ Свердловской области, проекты нормативных правовых актов Свердловской области о внесении изменений в государственные программы Свердловской области);
5) реестр расходных обязательств Свердловской области;
6) документы, применяемые для расчета межбюджетных трансфертов в соответствии с законом Свердловской области, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 1 настоящего Закона;
7) методика планирования бюджетных ассигнований, предусматриваемых в проекте областного бюджета для исполнения расходных обязательств Свердловской области (далее - методика планирования бюджетных ассигнований, предусматриваемых в проекте областного бюджета);
8) иные документы и материалы, применение которых в ходе составления проектов бюджетов субъектов Российской Федерации предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации…». 5
Требования к формированию проекта бюджета устанавливает Статья 10 данного закона:
«…Статья 10. Требования к содержанию проекта закона Свердловской области об областном бюджете
1. В проекте закона Свердловской области об областном бюджете должны предусматриваться:
1) основные характеристики областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, включая общий объем доходов областного бюджета, общий объем расходов областного бюджета, дефицит областного бюджета или профицит областного бюджета;
2) процентная доля отчисляемых в местные бюджеты налоговых доходов консолидированного бюджета Свердловской области от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, на очередной финансовый год и плановый период;
3) объем бюджетных ассигнований Дорожного фонда Свердловской области на очередной финансовый год и плановый период;
4) общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств Свердловской области, на очередной финансовый год и плановый период;
5) общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов областного бюджета (без учета расходов областного бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение), на второй год планового периода в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов областного бюджета (без учета расходов областного бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение);
6) объем расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга Свердловской области на очередной финансовый год и плановый период;
7) верхний предел государственного внутреннего долга Свердловской области по состоянию на 1 января года…
8) верхний предел государственного внешнего долга Свердловской области по состоянию на 1 января года…
9) общий объем бюджетных ассигнований на исполнение государственных гарантий Свердловской области в валюте Российской Федерации по возможным гарантийным случаям на очередной финансовый год и плановый период;
10) общий объем бюджетных ассигнований на исполнение государственных гарантий Свердловской области в иностранной валюте по возможным гарантийным случаям на очередной финансовый год и плановый период;
11) цели, на которые могут быть предоставлены бюджетные кредиты из областного бюджета, условия и порядок предоставления этих бюджетных кредитов, объем бюджетных кредитов, которые предоставляются из областного бюджета в пределах финансового года, и (или) объем бюджетных кредитов, которые предоставляются из областного бюджета на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) этих бюджетных кредитов - в случае, если в очередном финансовом году и (или) в плановом периоде планируется предоставление бюджетных кредитов из областного бюджета;
12) иные положения, которые должны содержаться в законе Свердловской области об областном бюджете в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации…».6
Также данная статья устанавливает перечень необходимых Приложений к проекту бюджета, а именно: нормативы распределения средств между областным и муниципальными бюджетами, между областным бюджетом и ТФОМС; дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от различных акцизов; свод доходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период; распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Свердловской области и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период; ведомственная структура расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период; перечень государственных программ Свердловской области, подлежащих реализации в очередном финансовом году и в плановом периоде, с указанием объемов бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение их реализации в очередном финансовом году и в плановом периоде; перечень субсидий, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения; распределение дотаций, предоставляемых из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов; свод источников финансирования дефицита областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период; программа государственных внутренних заимствований Свердловской области на очередной финансовый год; программа государственных внешних заимствований Свердловской области на очередной финансовый год; программа государственных гарантий Свердловской области в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте на очередной финансовый год.
Бюджетный процесс в Свердловской области осуществляется в соответствии со следующим графиком:
Рисунок 3.

Проект консолидированного бюджета Свердловской области составляет Министерство финансов Свердловской области и далее, в соответствии со статьей 11 закона 8-ОЗ он выносится на рассмотрение и утверждение Правительства Свердловской области. После внесения исправлений и замечаний, Правительство области передает проект бюджета на рассмотрение в Законодательное Собрание Свердловской области в соответствии со статьей 12 закона 8-ОЗ. Аналогичные процедуры также проходит проект бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования. В ходе рассмотрения проекта консолидированного бюджета Свердловской области он проходит экспертизу Счетной палаты7 на предмет законности и обоснованности доходов и расходов бюджета. Счетная палата готовит письменное заключение по проекту бюджета и в него вносятся изменения с учетом этих замечаний. После соблюдения всех установленных федеральными законами процедур Законодательное собрание Свердловской области принимает областной закон, например: Закон Свердловской области от 10.12.2020 года № 144-ОЗ «Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».
После этого с 1декабря текущего года начинается процесс исполнения областного консолидированного бюджета Свердловской области до 31 декабря следующего года в соответствии с Графиком реализации бюджетного процесса (Рисунок 3). Обеспечивает исполнение бюджета Правительство области, а именно Министерство финансов Свердловской области, а также участники бюджетного процесса в пределах их полномочий. Но реальное исполнение бюджета области может в силу ряда различных объективных обстоятельств изменяться (отклоняться) от принятого проекта. В этом случае Законодательное собрание Свердловской области вносит поправки в Областной закон «Об областном бюджете…».
Фактическое исполнение консолидированного бюджета Свердловской области в соответствии с «Кассовым планом» осуществляет Федеральное казначейство Российской Федерации (структура Министерства финансов России). Движение денежных средств осуществляется на «едином бюджетном счете», куда поступают все доходы областного бюджета и с него же осуществляется перевод денежных средств распорядителям бюджетным средств и бюджетополучателям в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Аналогичным образом исполняется бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования (государственный территориальный внебюджетный фонд).
Последним этапом бюджетного процесса является составление и утверждение «отчета об исполнении бюджета», данный этап регулируется статьей 34 закона 8-ОЗ:
«…Статья 34. Составление отчета об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год и его рассмотрение Правительством Свердловской области
1. Составление отчета об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год осуществляется финансовым органом Свердловской области.
2. Отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год вносится финансовым органом Свердловской области на рассмотрение Правительства Свердловской области в срок, установленный Правительством Свердловской области.
3. Рассмотрение отчета об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год Правительством Свердловской области завершается принятием решения о направлении этого отчета Счетной палате для проведения его внешней проверки.
Отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год направляется Правительством Свердловской области в Счетную палату не позднее 15 апреля текущего финансового года.
Проведение внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год осуществляется Счетной палатой в соответствии со статьей 52 настоящего Закона…».8
Статья 36 закона 8-ОЗ устанавливает требования к содержанию проекта этого закона:
«…Статья 36. Требования к содержанию проекта закона Свердловской области об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год
1. В проекте закона Свердловской области об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год должны предусматриваться:
1) положения об утверждении отчета об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год, включая положения об утверждении общего объема доходов областного бюджета, поступивших в отчетном финансовом году, общего объема расходов областного бюджета, осуществленных в отчетном финансовом году, размера дефицита областного бюджета - в случае, если расходы областного бюджета превысили его доходы, размера профицита областного бюджета - в случае, если доходы областного бюджета превысили его расходы;
2) объем государственного долга Свердловской области по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным финансовым годом, в том числе объем долга по государственным гарантиям Свердловской области.
2. Составной частью проекта закона Свердловской области об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год являются проекты приложений к нему, в которых должно быть предусмотрено утверждение следующих показателей:
1) доходов областного бюджета по кодам классификации доходов бюджетов;
2) расходов областного бюджета по ведомственной структуре расходов областного бюджета;
3) расходов областного бюджета по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов;
4) источников финансирования дефицита областного бюджета по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов…».9
Далее данный проект утверждает Правительство Свердловской области и он обретает уже силу закона Свердловской области в Законодательном собрании и публикуется в официальных СМИ органов исполнительной власти области и на официальном сайте. Данная процедура также в полном объеме касается и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ вся оперативная и иная информация по региональным бюджетам постоянно публикуется на «Едином портале бюджетной системы Российской Федерации»: http://budget.gov.ru, где для каждого региона (субъекта Федерации) и местного (муниципального) бюджета предусмотрен свой индивидуальный поддомен.
Рисунок 4.

Рисунок 5. Оперативная информация по исполнению регионального бюджета Свердловской области и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования (государственного внебюджетного фонда) на «Едином портале бюджетной системы Российской Федерации» в 2021 году


Рассмотрим подробнее «Итоги исполнения консолидированного бюджета Свердловской области за 2020 год» в виде Закона Свердловской области от 02.07.2021 года на основании официальной информации Министерства финансов Свердловской области, представленной в информационном бюллетене «Бюджет для граждан» - https://minfin.midural.ru/
Проект бюджета составлялся исходя из следующих основных макроэкономических показателей Свердловской области:
Таблица 4.

Структура ВРП (валового регионального продукта) в Свердловской области следующая:
Таблица 5.

Судя по структуре ВРП Свердловской области, подтверждается статус области как промышленного региона – прежде всего машиностроительная и металлургическая отрасли. В тоже время вторая по значимости отрасль экономики – оптовая и розничная торговля свидетельствует о том, что Свердловская область, а именно Екатеринбург являются одним из крупнейших транспортных узлов страны, связывающих Центральную Россию и Сибирь, а также южное направление и Казахстан. Две вышеперечисленных отрасли, также «транспортировка и хранение» закладывают основу для динамичного экономического развития региона, делая его одним из крупнейших регионов России по размеру ВРП. Свердловская область по размеру ВРП находится в первой десятки из 85 регионов России (субъектов РФ).
Помимо этого в Свердловской области находится развитая электроэнергетическая инфраструктура – в регионе работаю около трех десятков электростанций (включая те, что находятся на территории промышленных предприятий). Значительную долю в ВРП области также вносят – научная деятельность, образование всех уровней, жилищное и промышленное строительство, а также медицинские и социальные услуги.
Посмотрим из Презентации областного Министерства финансов, за счет каких средств (доходов) формировался бюджет области в 2019 и 2020 годах:
Таблица 6. Общие сведения об исполнении консолидированного
бюджета Свердловской области в 2020 году (млн. рублей)

Таблица 7. Общие сведения об исполнении областного бюджета
Свердловской области в 2020 году (млн. рублей)

Из структуры расходов консолидированного бюджета области (таблица 6) видно, что основными расходами неизменно остаются расходы по строке «Образование». Уточню, что из региональных бюджетов финансируется – дошкольное, школьное, среднее профессиональное и дополнительное образование детей. Вторыми по значимости расходами являются расходы по строке «Социальная политика», подробная их расшифровка приведена в таблице 3. Третьими по значимости идут расходы по строке «Национальная экономика». В основном эти денежные средства направляются на развитие транспортной инфраструктуры области, поддержку сельского хозяйства области и пищевого производства. Далее идут расходы по статье «Здравоохранение» и «Жилищно-коммунальное хозяйство».
Таблица 8 детализирует доходы бюджета Свердловской области (без муниципалитетов). Из нее видим, что основными налогами, формирующими доходную часть областного бюджета, являются – налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Серьезными источником (третьим по значимости) являются дотации, субсидии и субвенции Федерального бюджета (безвозмездные поступления). Значительную роль в формировании доходной части областного бюджета играют – налог на имущество организаций, акцизы и налог, взимаемый с применением упрощенной системы налогообложения. В процентном соотношении доходы областного бюджета детализирует рисунок 6.
Таблица 8. Доходы областного бюджета

Презентация Министерства финансов Свердловской области приводит следующую интересную статистику:
Рисунок 6.

Таблица 9. Фактические расходы областного бюджета (без местных бюджетов области) по функциональной классификации в 2020 году




Список использованных источников:
1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.04.2021);
2. Закон Свердловской области от 25.11.1994 года «О бюджетном процессе в Свердловской области»: https://docs.cntd.ru/;
3. Закон Свердловской области от 12.12.2019 года «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»: https://docs.cntd.ru/;
4. Официальный портал Министерства финансов Свердловской области («Бюджет для граждан): https://minfin.midural.ru/;
5. Единый портал Бюджетной системы Российской Федерации: http://budget.gov.ru/
СНОСКИ В ТЕКСТЕ:
1. Информационно-справочная система Консультант-Плюс. Бюджетный кодекс РФ, статья 8: http://www.consultant.ru/
2. Информационно-справочная система Консультант-Плюс. Бюджетный кодекс РФ, статья 41: http://www.consultant.ru/
3. Информационно-справочная система Консультант-Плюс. Бюджетный кодекс РФ, статья 56: http://www.consultant.ru/
4. Информационно-справочная система Консультант-Плюс. Бюджетный кодекс РФ. Статья 57: http://www.consultant.ru/
5. Закон Свердловской области № 8-03 «О бюджетном процессе в Свердловской области». Статья 4.: https://docs.cntd.ru/
6. Закон Свердловской области № 8-03 «О бюджетном процессе в Свердловской области». Статья 10.: https://docs.cntd.ru/
7. Федеральный контрольно-ревизионный орган государственной исполнительной власти.
8. Закон Свердловской области № 8-03 «О бюджетном процессе в Свердловской области». Статья 35.: https://docs.cntd.ru/
9. Закон Свердловской области № 8-03 «О бюджетном процессе в Свердловской области». Статья 36.: https://docs.cntd.ru/
10. Валовый региональный продукт (ВРП) - Валовой региональный продукт (ВРП) — это стоимость всех товаров и услуг, которые произвели в конкретном регионе. Очень похоже на валовой внутренний продукт (ВВП).
