Государственные внебюджетные фонды. Пенсионный фонд
По своей сути внебюджетные фонды (государственные) создаются обособлено от государственных бюджетов всех уровней с целью решения узкоцелевых социальных или экономических задач в обществе.
Видео лекция - Государственные внебюджетные фонды. Пенсионный фонд
Изначально средства, аккумулируемые во внебюджетном фонде носят целевой характер использования, в отличие от средств традиционных бюджетов, которые являются обезличенными. На данный момент они являются важным звеном государственной финансовой системы. Внебюджетные фонды представляют собой один из методов (механизмов) перераспределения финансовых ресурсов в пользу определенных социальных групп населения и на приоритетные экономические задачи. Источниками формирования внебюджетных фондов, как правило, являются целевые налоги и сборы. Но они являются не единственными такими источниками, как показывает реальная практика бюджетного процесса. Зачастую средства бюджетов разных уровней (федерального, региональных и местных) также используются для формирования части доходов государственных внебюджетных фондов.
Статус и целевое назначение внебюджетных фондов можно представить в виде следующей схемы:
Схема 1.

Доходы государственных внебюджетных фондов можно классифицировать следующим образом:
- целевые налоги и сборы, установленные законодательно с физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- средства бюджетов всех уровней бюджетной системы, передаваемые во внебюджетные фонды для осуществления целей их деятельности;
- прибыль от коммерческой деятельности внебюджетных фондов, в том числе доходы от размещения временно свободных средств фондов.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно дать следующее определение: внебюджетные фонды – это самостоятельные финансово-кредитные учреждения, собственником которых являются исполнительные государственные власти всех уровней (федеральные, региональные и местные), созданные для решения определенных социальных или экономических задач. Порядок использования внебюджетных фондов будет подробно рассмотрен в следующих вопросах.
Возникновение государственных внебюджетных фондов в бюджетной системе России следует относить к 1991 году, с момента возникновения Пенсионного фонда России. На волне «новых веяний» и веры в либеральную экономику и «невидимую руку рынка», которая якобы все расставит по своим местам, а также слепого подражания западной модели экономики, пришла идея создания страхового пенсионного обеспечения, социального и медицинского обеспечения. Для реализации этой цели были созданы три государственных внебюджетных фонда - Пенсионный фонд и фонды социального и медицинского страхования. Они имеют отдельные от федерального бюджеты и имеют определенную самостоятельность в формировании и использовании своих фондов. На уровне регионов (субъектов РФ), законодательство также позволяет создавать свои внебюджетные фонды, отдельные от региональных бюджетов. Они существуют в виде медицинских, экологических, социальных, дорожных и фондов развития регионов. Порядок их формирования и использования определяется Бюджетным кодексом РФ и законами субъектов РФ.
Основное отличие внебюджетных фондов от традиционных бюджетов – они имеют строго целевое значение. Средства, концентрируемые в таких фондах, могут быть использованы только на цели, ради которых и был создан данный внебюджетный фонд. В основном, внебюджетные фонда имеют собственные источники формирования, предусмотренные федеральным и региональным законодательством.
Насколько оправданно разделение финансовых средств в бюджетной системе, которое произошло в 1991 году, на данный исторический момент с учетом опыта создания и развития государственных внебюджетных фондов. Вопрос на самом деле спорный, и у него есть свои положительные и отрицательные стороны. На мой субъективный взгляд, решение это скорее отрицательное и не продуманное в свое время до конца. Именно это касается пенсионного обеспечения, поскольку Пенсионный фонд России аккумулирует самые большие финансовые ресурсы в системе государственных внебюджетных фондов. Изначально, в теории задумывалось, что пенсионеры сами будут накапливать свою пенсию, которую в будущем им будет выплачивать государство при достижении пенсионного возраста. Данные ресурсы представлялось накапливать в Пенсионном фонде за счет взносов работающих граждан. Однако в силу ряда внутриполитических и экономических факторов в 90-е годы, система персонифицированного учета пенсионных средств граждан была введена только в 1998 году. Но и на данный момент система персонифицированного учета не работает в полном объеме. Основные средства, за счет которых выплачиваются пенсии по старости, поступают в Пенсионные фонд России из двух источников – это средства единого социального налога, который уплачивают работодатели и средства федерального бюджета, которые финансируют ежегодный дефицит бюджета Пенсионного фонда. Средства граждан (персонифицированные), поступающие в Пенсионный фонд, составляют очень малую часть его доходной части. Возникает вопрос, а есть ли смысл в существование отдельного внебюджетного фонда, если средства там все равно обезличены и значительная часть их поступает из федерального бюджета, то есть за счет обычных налогов и сборов. Гораздо разумнее со всех точек зрения, собирать весь объем «пенсионных» средств в общий федеральный бюджет. Это позволит сократить аппарат управления Пенсионного фонда России и высвободить трудоспособных людей в реальный сектор экономики. Тоже в полном объеме касается и двух других федеральных внебюджетных фондов – фонда социального страхования и фонда обязательного медицинского страхования. Основная масса социальных программ, а также все виды медицинского обеспечения финансируются из бюджетов всех уровней – федерального, регионального и местного. Нет никакой рациональной необходимости для содержания отдельной инфраструктуры государственных внебюджетных фондов.
Но в любом случае, государству необходимо основные усилия акцентировать, прежде всего, на развитии промышленности в стране и увеличении налоговой базы. Никакие административные и монетарные меры не помогут увеличить пенсии. Рецепт один – увеличение налоговых поступлений в бюджет, а это возможно только с увеличением масштабов производства в экономике России. Чем больше налоговых платежей будет поступать в бюджет, тем больше возможностей будет платить достойные пенсии пенсионерам.
2. Пенсионный фонд Российской Федерации
Немного из истории Пенсионного фонда России с официального сайта1: «…12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России. С этого времени ведется отсчет новой истории страны и реорганизации всех государственных институтов. Примечательно, что первыми полигонами для радикальной модернизации социально-экономического устройства новой России стали сферы образования и социального обеспечения.
20 ноября 1990 был принят федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Этот закон положил начало формированию в России пенсионной системы нового типа, полностью автономной от общесоюзного бюджета СССР, который прекратил свое существование в конце 1991 года. Новый пенсионный закон России признавался довольно радикальным для своего времени, с учетом острого политического и социально-экономического кризиса на всем постсоветском пространстве. Были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась единая пенсионная система России.
В соответствии со статьей 1 закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признавался «труд и его результаты». Соответственно, вместо прежней разветвленной и многоуровневой системы пенсионного обеспечения были установлены только два вида пенсий: трудовые и социальные. При этом право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации имели все иностранные граждане (в том числе жители других республик бывшего СССР), а также лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ.
“Были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась единая пенсионная система России.“
На первом этапе система пенсионного обеспечения граждан России продолжала функционировать на основе распределительной схемы советского периода. Пенсионный бюджет пополнялся за счет отчислений от общего фонда заработной платы предприятий. Но в условиях перехода к рыночному укладу экономики, который сопровождался в начале 90-х годов массовой безработицей и банкротством многих крупных (бюджетообразующих) предприятий, дальнейшая поддержка консолидированной пенсионной системы становилась невозможной. Для выполнения социальных обязательств государства требовался поиск более совершенных финансовых механизмов, отвечающих новым экономическим реалиям.
Эти задачи были возложены на новую кредитно-финансовую организацию - Пенсионный фонд России (ПФР), который был основан 22 декабря 1990 г. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов. В течение 1991-1992 г. отделения Пенсионного фонда России были созданы во всех субъектах Федерации.
Средства ПФР были формально отделены от федерального бюджета, но при этом оставались собственностью Российской Федерации. Данная структура управления пенсионными средствами была не характерна для зарубежных пенсионных моделей, но именно она сыграла важную роль в дальнейшем развитии системы социального страхования в России. В том числе обеспечивая определенную степень защиты пенсионных капиталов в периоды финансовой и экономической дестабилизации.
Первый бюджет ПФР формировался в условиях острого кризиса неплатежей. Поэтому одним из первых практических шагов вновь созданной финансовой организации стало привлечение заемных средств в коммерческих банках в размере 6,6 млрд. рублей. Таким образом Пенсионный фонд решил проблему погашения задолженности союзного и республиканского бюджетов по выплате пенсий и социальных пособий за 1991 год.
Уже на первом этапе работы ПФР (в 1991-1994 гг.), несмотря на многочисленные трудности, работу пенсионной системы удалось стабилизировать. Численность российских пенсионеров возросла за счет распространения новых условий пенсионного обеспечения на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.
Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции в первой половине 1990-х гг. привели к резкому снижению реальной покупательной способности пенсионных выплат. Чтобы не допустить обнищания пенсионеров, правительство РФ приняло решение о регулярной индексации пенсии, отдавая приоритет поддержке наименее обеспеченных граждан. В ноябре 1993 года была введена фиксированная компенсационная надбавка ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальным размером пенсии по старости. Это позволило увеличить доходы пенсионеров в реальном выражении…».
«…Модернизация системы социальной защиты и повышение уровня жизни наиболее уязвимой части населения стало одной из приоритетных целей последующих социальных реформ правительства, которые осуществлялись при непосредственном участии Пенсионного фонда России. В ходе целого комплекса радикальных реформ пенсионного и социального обеспечения, осуществленных в России за последние 25 лет, функции Пенсионного фонда значительно расширились. Помимо выплаты трудовых и социальных пенсий, Пенсионный фонд России осуществляет выплату всех видов пособий льготным и малоимущим категориям граждан; выдачу государственных сертификатов на семейный (материнский) капитал каждой семье при рождении второго и последующего ребенка; реализацию программы государственного софинансирования пенсий; формирование, инвестирование и выплату средств накопительной части пенсионных капиталов участников системы социального страхования и многие другие функции.
В 2017 году система пенсионного и социального обеспечения в Российской Федерации насчитывала более 43 млн пенсионеров, что составляет более половины экономически активного населения России (более 76 млн чел.). Участниками программы государственного софинансирования пенсий стали около 16 млн человек. Получателями сертификатов на семейный (материнский) капитал стали более 7 млн семей с детьми, при этом более 90 процентов из них использовали единовременную выплату на улучшение жилищных условий.
В настоящее время Пенсионный фонд России на основании международных соглашений осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира. Среди зарубежных государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения по взаимному пенсионному обеспечению, наибольшее количество адресатов российских пенсий проживает в Республике Беларусь, Латвии, Болгарии, Эстонии и Украине. В то же время из всех стран, с которыми у Российской Федерации пока нет подобных договоров, наибольшее количество российских пенсионеров проживает в Германии, Израиле, США, Канаде и Финляндии.
В 2013 году Пенсионный фонд России приступил к реализации новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ- трехуровневая модель пенсионной системы на основе обязательного пенсионного страхования, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования.
С 1 января 2015 года трехуровневая модель усовершенсвуется. Именно такая система, сможет обеспечивать наибольшую сбалансированность пенсионной системы страны в долгосрочной перспективе…».2
Непосредственно о деятельности и функция Пенсионного фонда России на официальном сайте внебюджетного фонда сказано следующее:
«…Пенсионный фонд России (ПФР) является одним из трех государственных внебюджетных фондов, на которые возложены функции по обязательному социальному страхованию. Фонд выступает ключевым социальным институтом страны и крупнейшей федеральной системой оказания государственных услуг в области социального обеспечения.
2,5 тысячи подразделений и более 100 тысяч специалистов ПФР обеспечивают работу пенсионной системы страны на федеральном и региональном уровнях. Правление Фонда, Исполнительная дирекция, Ревизионная комиссия и Межрегиональный информационный центр находятся в Москве. В каждом субъекте Российской Федерации представлено отделение ПФР, под руководством которого работают территориальные управления, центры по выплате пенсий и обработке информации, а также клиентские службы.
ПФР является участником Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». Предоставление материнского капитала (средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки) предусмотрено национальным проектом «Демография».
Координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Фонд выполняет ряд социально значимых функций:
- Учет прав граждан по обязательному пенсионному страхованию, государственному пенсионному и социальному обеспечению.
- Установление и выплату страховых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
- Установление и выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии и пенсии госслужащим.
- Предоставление федеральной социальной доплаты к пенсии до прожиточного минимума пенсионера.
- Формирование, инвестирование и выплату средств пенсионных накоплений.
- Предоставление социальных выплат ветеранам, инвалидам, героям и другим гражданам, имеющим право на федеральные социальные льготы.
- Выдачу государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал.
- Адресную помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов РФ.
- Ведение программы государственного софинансирования пенсионных накоплений.
- Реализацию международных соглашений…».3
Основным нормативным документом, регулирующим деятельность Пенсионного фонда России, является: Положение Верховного совета РФ «О Пенсионном фонде Российской Федерации (России)» от 27.12.1991 года № 2122-I, с последующими изменениями и дополнениями.
Части первая данного Положения гласят:
- «…1. ПФР является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
- ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности…
- … 2. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат…».4
То есть закон устанавливает, что ПФР это совершенно отдельный фонд, не входящий в какой бы то ни было бюджет (другой фонд) и имеет право не только собирать установленные законом поступления, но и инвестировать временно свободные из них с целью получения прибыли.
Части 3. Первой главой установлены следующие права Пенсионного фонда России:
«…3. ПФР обеспечивает:
- целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения;
- организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
- капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
- организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);
- межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
- изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
- проведение научно - исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
- разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
- ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан…».5
Предметом регулирования части 4. Главы 1 являются средства, за счет которых формируется данный внебюджетный фонд:
«…4. Средства ПФР формируются за счет:
- страховых взносов работодателей;
- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
- страховых взносов иных категорий работающих граждан;
- ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
- средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
- средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
- добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений…».6
Часть 6. Главы 1 устанавливает порядок использования средств внебюджетного фонда:
«…6. Средства ПФР направляются на:
- выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
- выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
- оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
- финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;
- другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР…».7
Структура Пенсионного Фонда РФ выглядит следующим образом (схема 1.), взята с сайта информационного центра в ПФР.8
Схема 1. Структура Пенсионного фонда России
Части 7-11 Положения устанавливают организационную структуру Фонда (схема 1.):
«…7. Руководство ПФР осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.
8. В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделениями ПФР.
В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.
В работе правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.
9. Правление ПФР:
- несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР;
- определяет перспективные и текущие задачи ПФР;
- утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;
- назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений;
- утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР;
Указом Президента РФ от 20.03.2001 N 318 введена государственная регистрация нормативных актов, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер, издаваемых Пенсионным фондом России.
- издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР;
- решает другие вопросы, отнесенные к компетенции ПФР.
10. Правление ПФР возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Верховным Советом Российской Федерации.
11. Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР…»9
Из вышесказанного становится понятна структура, функции и назначение Пенсионного фонда Российской Федерации в системе государственных финансов России. Необходимо понять в цифрах, какая доля налогов и иных средств поступает в бюджет Пенсионного фонда и на какие цели расходуются эти денежные средства.
Таблица 1.
Бюджет Пенсионного фонда РФ за 2017-2019 годы (фактическое исполнение)10

Как видим из таблицы 1, основным источником денежных поступлений в Пенсионный фонд России являются «Страховые взносы на обязательное социальное страхование» (строка 1.), которые за 2019 год составили 5 триллионов 409 миллиардов рублей или 61,6% всех поступлений в Фонд. Это те налоги, которые уплачивают работодатели (юридические лица и индивидуальные предприниматели) с фонда оплаты труда (ФОТ) своих работников. Но к сожалению этой суммы конечно не хватает на выплату всех необходимых пенсий, установленных законом. Поэтому каждый год в Пенсионном фонде возникает бюджетный дефицит в размере от 37,78% доходной части (в 2019 году) до 44,61% доходной части (в 2017 году), который приходится финансировать из Федерального бюджета.
То есть можно сделать вывод, что целевых сборов, то есть взносов на обязательное социальное страхование не хватает и финансировать дефицит ПФР все равно приходится за счет других источников, в данном случае за счет средств Федерального бюджета России.
Таблица 2.
Доля ВВП в доходах консолидированного бюджета РФ и бюджета ПФР в млрд. рублей

Из таблицы 2 мы видим, что в 2018 и 2019 годах на выплату пенсий (в основном по старости) направляется до 7% совокупного ВВП России. Повышение пенсий на 10% сразу увеличит общую налоговую нагрузку на экономику примерно на 1%, которая на 2019 составляет 36% ВВП. Повышение пенсий на 50%, как-бы хотели, конечно, многие, увеличит совокупную налоговую нагрузку на экономику до 40% ВВП, что уже является очень высоким показателем и грозит серьезными проблемами с рентабельностью хозяйствующих субъектов.
По статистике в 2019 году средняя пенсия в России составляла 15 000 рублей в месяц. Конечно, это действительно мало при текущем уровне цен. Для полноценной жизни, на мой субъективный взгляд, исходя из уровня цен в Росси в 2019 году, необходимый минимум пенсии – 25 000 рублей в месяц. То есть требуется повышение на 60-65% текущей пенсии. Исходя из текущих параметров бюджета, объема ВВП и иных показателей, к сожалению пока это только мечты. Для подобного роста пенсий ВВП России должен быть на уровне 150 триллионов рублей, что конечно, в ближайшие 2-3 года, к сожалению недостижимо.
Макроэкономические показатели Российской Федерации за 2019 и 2020 годы (по данным Минфина РФ)14

Бюджет Пенсионного фонда РФ за 2020 год по доходам (фактическое исполнение)15
Бюджет Пенсионного фонда РФ за 2020 год по расходам (фактическое исполнение)16
Список использованных источников:
Федеральные законы и подзаконные акты:
1. Федеральный закон от 14.01.1997 N 19-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР";
2. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" от 02.12.2019 N 380-ФЗ;
3. Федеральный закон от 02.12.2019 N 384-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов";
4. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ;
5. Положение Верховного совета РФ «О Пенсионном фонде Российской Федерации (России)» от 27.12.1991 года № 2122-I, с последующими изменениями и дополнениями;
6. Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года N 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»;
7. Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 года N 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»;
8. Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года N 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»;
9. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. От 29.12.2018) «О Фонде социального страхования Российской Федерации», утверждающее «Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации»;
10. Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ);
11. Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 (ред. от 29.12.2018) "Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования";
Информационные ресурсы в сети Интернет:
1. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации: https://pfr.gov.ru/
2. Официальный сайт Федерального казначейства Российской Федерации: https://roskazna.gov.ru/
3. Официальный сайт Росстата Российской Федерации: https://rosinfostat.ru/
4. Официальный сайта министерства труда и социальной защиты РФ: https://mintrud.gov.ru/
5. Единый портал Бюджетной системы Российской Федерации: http://budget.gov.ru/
6. Годовой отчет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2020 год: https://pfr.gov.ru/;
7. Отчет Министерства Финансов Российской Федерации о фактическом исполнении бюджетов РФ в 2020 году: https://minfin.gov.ru/
8. Заключение Счетной Палаты РФ по исполнению бюджета ФСС РФ в 2020 году: https://ach.gov.ru/
9. Отчет о результатах деятельности ФФОМС: https://www.ffoms.gov.ru/
Сноски в тексте:
10. По официальным данным Федерального казначейства РФ: https://roskazna.gov.ru/
11. По данным Росстата: https://rosinfostat.ru/
12. Единый портал Бюджетной системы РФ: http://budget.gov.ru/
13. Единый портал Бюджетной системы РФ: http://budget.gov.ru/
15. По Отчету Пенсионного фонда РФ: https://pfr.gov.ru/
16. По Отчету Пенсионного фонда РФ: https://pfr.gov.ru/
