Античные деньги. Часть 4
Видео лекция - Античные деньги. Часть 4
По подсчетам различных историков Вторая Пуническая война стоила республике 200 млн. денариев, втрое дороже, чем первая. Надо понимать, что данные подсчеты очень условны, но в любом случае экономике был нанесен колоссальный ущерб. Во время войны римлянам пришлось содержать 36 легионов (5300-7000 человек в одном легионе) и 150 судов. В результате снижения веса всех монет они начинают обесцениваться, и происходит значительные рост цен на все товары. В ходе войны было разрушено более 400 италийских поселений, многие земли Лукании и Апулии (юг и юго-восток современной Италии) стали пастбищами. Но в целом результаты войны, не смотря на тяжелые потери, способствовали в дальнейшем развитию экономики Римской республики. В результате войны римскими провинциями стали вся Сицилия и юго-восток Испании богатый серебряными рудниками. Данный факт имеет очень серьезное значение – появилась возможность значительно увеличить объемы чеканки (эмиссии) серебряных монет. После войны начинают репрессии против тех городов, которые поддерживали Ганнибала. Население Капуи было частично истреблено, частично обращено в рабство. Такой же точно участи не избежал Тарент и ряд других городов. В результате в экономику республики стало поступать много дешевой рабочей силы в виде рабов. Напомню, что в III до н.э. рабство еще не является в республике серьезным экономическим фактором, но после Второй Пунической войны его роль начинает резко возрастать. Римляне и поддержавшие их народы становятся полновластными хозяевами на расширяющихся территориях республики, вся земля у компрадоров изымается и передается ветеранам войны. В это же время идет активный процесс колонизации и земель северной Италии. Римские колонисты получают от 5 до 50 югеров1 земли, а в колониях ветеранов командирам отводится от 100 до 140 югеров. Земли занимаются колонистами («оккупируются» - в переводе с латинского – «занимать») за ренту в 1/10 с зерновых и 1/5 с древесных культур, а также за «налог на пастбища». Быстрыми темпами идет «романизация» всей Италии и Сицилии. Экономика республики, вступает в фазу экономического роста – везде идет процесс межевания земель, строительства дорог, мостов, городов, портов. Этому во многом способствует большой приток рабов, развитие торгового морского флота, который позволяет продавать излишки и новые дороги, которые втягивают в экономическую жизнь отдаленные регионы республики. В это время происходит значительный рост городов, который в свою очередь создает большой и емкий рынок сельхозпродукции, значительная часть которой из городов идет на экспорт с помощью торгового флота. Испанские серебряные рудники, на которых трудится около 40 тысяч рабов, дают возможность обеспечить монетой потребности растущей экономики, да и сами по себе серебряные деньги также являются товаром. Резко возрастает количество разбогатевших предпринимателей, которые заинтересованы в приумножении капитала. Начинает стремительно развиваться ростовщичество и вложение крупных денежных средств в приобретение земли.

Рисунок 1. Катоновская усадьба (вилла), реконструкция
В Италии получают широкое распространение виллы средней величины (100-150 югеров) и крупные сельские хозяйства – латифундии (от 150 и более югеров) которые специализируются на выращивании различных злаковых культур, винограда (изготовлении вина), оливок, различных овощей и фруктов. Широкое распространение вилл и латифундий способствует стремительному развитию сельского хозяйства республики. Также происходит значительный рост крупных пастбищ, специализирующихся на производстве молока, сыра, мяса, шерсти и иной продукции животноводства. В городах развиваются различные ремесла и значительно возрастает использование рабского труда. Во II веке до н.э. окончательно в Римской республике устанавливается рабовладельческий способ производства.
За первые 50 лет II века до нашей эры значительно возрастает территория Римской республики, под контроль Рима переходит большое количество экономически развитых греческих полисов, что значительно усиливает экономический потенциал Римской республики. Правильнее сказать, что в этот период греческие полисы встраиваются в «общее экономическое пространство» с Римской республикой.
Республика в это время продолжает вести многочисленные войны, осуществляя дальнейшую экспансию в Средиземноморье. В результате Второй Македонской войны (200-196 г. до н.э.) под контроль Рима переходят сама Македония, а также ряд греческих городов на Пелопоннесе. Первоначально римляне гарантируют свободу греческим полисам, выступая в роли «освободителей от македонского владычества» и сильно не вмешиваются в политическое устройство греческих городов. В результате римско-спартанской войны (195 г. до н.э.), Риму с помощью других греческих полисов и Ахейской лиги 2 удалось победить город-государство Спарту, лишить Спарту своих владений и заставить выплатить контрибуцию. Далее следует римско-селевкидская война (192-188 года до н.э.). разгромив войска селевкидов в решающем сражении при Фермопилах (191 г. до н.э.) римляне начали экспансию в Малую Азию при поддержке своих греческих союзников. Война закончилась победой римлян и селевкиды были вынуждены выплатить большую контрибуцию. В итоге этих войн Римская республика окончательно установила свой контроль над греческими городами полисами, расположенными на полуострове Пелопоннес и в Малой Азии.
До Третьей Пунической войны (149 – 146 гг. до н.э.) Рим ведет еще десяток различных войн в своих провинциях, которые в подавляющем большинстве заканчиваются победой Рима и все возрастающим его политическим и экономическом могуществом.

Рисунок 2. Средиземноморье в 150 году до нашей эры
В то же время, за прошедшие пятьдесят лет с окончания Второй Пунической войны (201 г. до н.э.) Карфаген стал снова усиливаться, прежде всего, возросло его экономическое могущество.
Отметим, что после Второй Пунической войны Карфаген отказался от завоеваний, не имел право содержать армию и в течение долгих лет выплачивал римлянам контрибуции. Но при этом Карфаген оставался очень крупным торговым центром и вел серьезную экономическую деятельность. В Риме на это смотрели с опаской и ревностью. Сенатор Марк По́рций Като́н (автор многочисленных литературных трудов, в том числе трактата «Земледелие»), произнес свою знаменитую фразу в Сенате: «Карфаген должен быть разрушен, иначе мы все погибнем!». Дело в том, что Марк Катон входил в римскую комиссию, которая посещала Карфаген для разбора жалоб пунийцев на нумидийского3 царя Массинисса, который периодически грабил земли и караваны Карфагена. Он лично видел все возрастающее богатство Карфагена и серьезно опасался усиления конкуренции с его стороны. В итоге в конце 149 года до н.э. римляне нашли подходящий повод (карфагеняне оказали вооруженный отпор Массиниссе) и собрали экспедиционные корпус на Карфаген. Перед этим римский сенатор обосновал необходимость разрушения Карфагена. В итоге не без труда конечно, римляне полностью разрушили Карфаген и окончательно устранили своего основного конкурента в Средиземном море. Жителей Карфагена в количестве чуть более 50 тысяч римляне использовали в качестве рабов, а республике достались, в том числе и несметные материальные богатства Карфагена. Земли Карфагена после войны стали очередной римской провинцией.

Рисунок 3. Средиземноморье в 140 году до нашей эры
Все вышеперечисленные войны способствовали обогащению Римской республики и поступлению в Рим большого количества дешевой рабочей силы в виде рабов. К середине II века до н.э. экономика, основанная на эксплуатации огромного количества дешевого рабского труда, окончательно утверждается в Республике. Силами рабов осуществляется строительство инфраструктуры – дорог, мостов, акведуков. Также силами рабов осуществляется строительство зданий, различных сооружений, обработка земли, транспортировка грузов и т.п. Весь век экономика республики переживает подъем и дальнейшее развитие. Римляне фактически монополизируют всю средиземноморскую торговлю в отсутствии конкурентов. Серьезное развитие морской торговли дает возможность продавать излишки производимого продукта. Новые провинции Рима облагаются различными налогами, что позволяет значительно увеличить бюджет республики.
Серьезные изменения также в это время происходят и в политической структуре римского общества. К этому времени достигает наивысшего расцвета институт «нобилитета».4 Данное правящее сословие возникло из борьбы патрициев и плебеев и стало набирать решающую силу с начала III века до нашей эры заменив собой практически полностью патрициев у власти. Энциклопедия всемирной истории дает следующее определение «нобилитета»:
«НОБИЛИТЕ́Т (лат. Nobilitas) - правящий класс Римской республики, образовавшийся после окончания сословной борьбы (в течение III века до н.э.) из наиболее богатых и влиятельных патрицианских и плебейских семей, представители которых из поколение в поколение занимали высшие магистратуры. Термин «nobilis» первоначально обозначал любого «известного» человека, но впоследствии приобрел техническое значение: «происходящий от консуляра (т. е. человека, занимавшего должность консула)»…». 5
Очень похоже на современное понятие «олигархии». Самые богатые римляне фактически начинают управлять всей республикой. Большинство высших государственных должностей (магистратур) принадлежало им. В середине II в. до н.э. оформляется также второй по значимости сословие – эквиты (всадники).6 С развитием торговли и ростовщичества все больше эквитов становится крупными землевладельцами, ростовщиками, торговцами и также начинает занимать различные государственные должности в республике. Хотя политическая значимость их была ниже, чем у нобилитетов, но в их руках были сосредоточены огромные финансовые ресурсы. В городах формируется зажиточный слой плебеев – ремесленники, мелкие торговцы, различные мелкие управляющие и служащие, не принадлежащие к высшим слоям нобилитетов и эквитов. Они составляют основу горожан и достаточно эффективно отстаивают свои права через деятельность «народных трибун».
В этом же время происходит проникновение греческой культуры в высшие слои римского общества. Надо отметить, что греческая культура находилась на гораздо более высоком уровне развития в это время. Среди знатных римлян становится модно нанимать греков для обучения своих детей, либо приобретать образованных рабов-греков. Образованные греки, живущие в римских городах, начинают открывать школы для плебеев. В течении века возрастает общая грамотность населения республики. Сами римляне начинают изучать греческий язык, философию и литературу. Богатые римляне посылают своих сыновей учиться в Афины и другие греческие города-полисы. Греки обучают римских политиков всех сословий ораторскому искусству, столь необходимому для выступлений в собраниях (сенате) и в различных судах. Это подтолкнуло римлян более глубоко изучать логику и психологию, которой уже овладели древние греки в совершенстве. Происходит серьезное дальнейшее развитие «римского права», которое в это время выходит на новый качественный уровень, значительно усложняются законы республики. Быстрыми темпами греческая драматургия и поэзия завоевывают римское культурное пространство, в городах открывается большое количество театров и сценических площадок, где режиссерами и актерами в основном служат и играют выходцы из греков (служба в театре, это служба в храме богини Мельпомене, которая в древнегреческой мифологии является музой трагедии).
Продолжается строительство дорог в республике в этот период:
«…Кассиева дорога (Via Cassia).
Начиная с 187 года до н.э. эту дорогу строили представители знатного рода Кассиев. Она дублировала Аврелиеву дорогу, но проходила гораздо дальше от побережья. Начиналась она от Фламиниевой дороги неподалёку от Мульвиева моста и присоединялась в Аврелиевой в Луни.
Постумиева дорога (Via Postumia).
Эта дорога, построенная в 148 году до н. э. по инициативе консула Спуриуса Постуминуса Альбинуса, соединяла северные города Римской Империи и служила для перемещения войск на границе с Галлией. Кроме того, она объединила крупные порты на западном и восточном побережье: Геную и Аквилею. Аквилея хотя и несколько удалена от самого побережья, но имеет речной выход к нему. Постумиева дорога пролегала от Генуи через горы к Дертоне (Тортона), затем через Пласентию (Пьяченца), от неё пересекала реку По, достигала Кремоны, откуда поворачивала на Восток к Бедриакуму (Кальватоне), где раздваивалась: левое направление вело к Вероне, а правое к Аквилее через Мантую и Джемону.
Эгнатиева дорога (Via Egnatia)
Это один из самых масштабных римских проектов времён завоеваний. Дорогу, подобную тем, что уже были построены на территории современной Италии, решено было создать на подвластных территориях Балкан. Дорога, построенная в 146 году до н. э. проконсулом Гаем Эгнатием пересекла провинции Иллирик, Македонию и Фракию, территория которых сегодня является частью Албании, Македонии, Греции и Турции, и оканчивалась в Византии. Её длина составляла 1120 км, а ширина – около 6 метров.
Рисунок 4. География Эгнатиевой дороги
Аквитанская дорога (Via Aquitania)
Эта дорога стала строиться вскоре после победы над южными галльскими племенами, в 118 году до н. э. Она связала только что основанную римскую колонию Нарбо Мартиус (Нарбонна) с Тулузой и городом Бурдигала (Бордо) на атлантическом побережье, протянувшись на расстояние около 400 км.
Домициева дорога (Via Domitia)
Эта дорога строилась одновременно с Аквитанской и, возможно, имела одного создателя. Она стала первым сухопутным путём, связавшим Италию, её колонии в южной Галлии и Испанию. По легендам, в её основу легли древние маршруты, по которым путешествовал Геракл, совершая свои подвиги, и именно по ним войска Ганнибала в своё время проникли с севера в Италию.
Дорога Эмилия Скавра (Via Aemilia Scauri)
Дорога, построенная под руководством цензора Марка Эмилия Скавра в 109 году до н. э., соединила Пизу, Луни, Геную и Пласентию (Пьяченца). Она частично перекрывалась с другими, более ранними маршрутами, объединяя их…»7
Одновременно с развитием культуры происходит дальнейшей развитие архитектуры периода Республики: «…В создании римской культуры республиканской эпохи участвовали не только римляне, но и многие покоренные ими народы, иногда стоявшие на более высокой ступени культурного развития. Особенно велик был вклад греков южной Италии и Сицилии (Великой Греции) и этрусков.
Период республики — это время становления римской культуры и, в частности, архитектуры. Римская культура не имела столь яркого Творческого начала, которое было присуще культуре Греции. Но отличительной особенностью римских зодчих была способность тщательно отбирать, усваивать и перерабатывать в соответствии со своими потребностями и традициями типы зданий, архитектурные формы и композиционные приемы, выработанные другими народами.
Местные латинские особенности и этрусские традиции составили основу римской культуры, которая в дальнейшем развивалась под постоянным и все более сильным влиянием культур покоренных народов. В эпоху республики главное воздействие оказывали греческая и эллинистическая культуры, богатейшее наследие которых и живая практика греческих мастеров постоянно питали римскую культуру.
В этот сложный период поисков и формирования собственных типов сооружений и архитектурных форм, соответствующих специфическим потребностям римского жизненного и государственного уклада, римлянами были восприняты у греческой и эллинистической архитектуры и преобразованы ордерная система, различные типы зданий (храмов, театров и др.), перистиль в общественных сооружениях (форумы, термы, мацеллумы) и в жилище, а также мотивы и техника архитектурного декора, скульптуры и живописи.
Для римских зодчих было характерно смелое развитие конструктивной мысли, быстрое совершенствование строительной техники и высокое инженерное мастерство. Рационализм, присущий римским зодчим, оказался и в их исключительном умении тонко учитывать и максимально использовать все особенности участка — его рельеф, ориентацию, инсоляцию, микроклимат, наличие источников воды и т.д. Особенно это выразилось в римском жилище, театре и в термах. Чрезвычайно велика роль пейзажа в римской архитектуре, умение включить архитектуру в природу.
Анализ зодчества республики позволит проследить, как на основе некоторых типов зданий, отдельных композиционных и декоративных элементов, воспринятых из этрусской, греческой и эллинистической архитектуры, складывались характерно римские типы сооружений. Формирование многих из них завершилось уже к концу I в. до н.э. Г.А. Кошеленко…».8
«…Поиски и разработка типов римского культового здания продолжались и во II в. до н.э. В 196—192 гг. до н.э. был построен необычный по композиции храм Вейова на Капитолии, реставрированный в I в. до н.э. (рис.6. ). Его оригинальность заключалась в поперечной по отношению к портику входа постановке целлы (ее размер 14X18 м). Храм был обращен главным фасадом к Капитолийскому подъему. От эпохи республики дошел только один храм этого типа.
Наряду с новыми архитектурными решениями продолжали существовать традиционные типы храмов. Таков построенный около 100 г. до н. э. дорический храм Геркулеса в Коре (рисунок 5.), стоящий на субструкциях на крутой горе и представляющий собой простиль с равными по объему портиком и целлой. Ордер и здесь употреблен без ясного понимания его конструктивной сущности, а детали выполнены без необходимого мастерства…».

Рисунок 5. Храм Геркулеса в Коре

Рисунок 6. храм Вейова на Капитолии
«…Древнейшая из сохранившихся базилик — базилика в Помпеях (II в. до н. э., рис. 7) — большое прямоугольное здание рядом с храмом Аполлона, узким главным фасадом обращенное на форум. Она имела пятипролетный входной портал, приводивший в вестибюль. Из вестибюля открывалось обширное внутреннее пространство базилики (59,85x24 м), приподнятое на несколько ступеней и отделенное от вестибюля рядом колонн. Бетонные стены огромного зала, наверху прорезанные окнами, поверх облицовки инцертом были покрыты стуком и росписями, которые имитировали мраморные квадры. Интерьер обходила двухъярусная колоннада (нижний ярус — ионический, верхний — коринфский). Колонны, которым у боковых стен отвечали полуколонны, имели базы и капители из туфа и выложенный из фасонного кирпича стержень, покрытый стуком. Перспективу колоннады в глубине базилики замыкал трибунал — двухъярусное, оформленное коринфокими колоннами возвышение на подии, предназначенное для выступлений судей и других должностных лиц. Среднее пространство базилики было перекрыто.
Известно о постройке в Риме ряда базилик: Порция (184 г. до н.э.), Фульвия Эмилия (179 г. до н.э.), Семпрония (170 г. до н.э.) и Опимия (121 г. до н.э.), не оставивших следа. Только остатки перестроенной в конце I в. до н.э. базилики Эмилия на Римском форуме позволяют составить представление о базиликах Рима. Похожая в общих чертах на помпейскую, она была ориентирована на Табуларий и со стороны форума имела ряд таберн. При реконструкции форума Цезаря она была заслонена возведенным перед нею портиком, мраморный фасад которого украшали позолоченные бронзовые детали. Внутреннее пространство базилики с полом из цветных мраморных квадратов делилось тремя продольными рядами мраморных колонн, над которыми проходил рельефный фриз, изображающий сцены из истории основания Рима….». 9

Рисунок 7. Базилика в Помпеях
«…Долгое время общественные бани римлян были небольшими, недостаточно освещенными и скромно отделанными сводчатыми помещениями. Вплоть до I в. до н.э. в нагреваемых жаровнями термах использовалась колодезная вода накапливаемая в резервуарах. К середине в. до н.э. изменение уклада жизни римлян и повышение степени комфорта привели к усложнению планировки и архитектурного оформления бань. К этому времени установился состав их помещений, последовательно отражавший различные стадии процесса омовения.
Термы начинались с раздевальни — аподитерия. Далее располагались фригидарий, тепидарий и кальдарий — холодная, теплая и горячая бани, а несколько позже появляется лаконик — парильня. Для воздушных и солнечных ванн, массажа, гимнастики, игр и плавания постепенно потребовались открытые дворы, портики, экседры и бассейны. В основных чертах этот тип сооружений сложился в эпоху республики. Процесс его формирования виден на самых ранних из сохранившихся — Стабианских термах Помпей (II в. до н.э.), реконструированных в I в. до н.э…».10


Рисунок 8. Стобианские Термы
«…Эти полукруглые, овальные или прямоугольные сооружения с источником или фонтаном архитектурно сложились к концу республики и использовались как места отдыха в виллах и в термах. Первоначально нимфей был гротом с источником, где поклонялись нимфам — божествам, связанным с водой.
Ранние нимфеи являются приспособлением или имитацией естественных гротов. Таков нимфей святилища Фортуны в Пренесте (так называемый Антро делле Сорта), который являлся естественным гротом, увеличенным и архитектурно обработанным. Полукруглый в плане нимфей над источником близ городской стены в Бовиллах (150—120 гг. до н.э.) перекрыт сводом, поверхность которого украшена резьбой в виде водорослей. Подражающий естественному гроту, этот нимфей был целиком искусственной постройкой…
… К началу I в. до н.э. выработалась базиликалыная форма нимфеев, ставшая весьма распространенной: прямоугольное в плане здание с апсидой в глубине, разделенное колоннами на три нефа и перекрытое цилиндрическими оводами. Таковы нимфей виллы Горация близ Тибура и находящийся на обращенной к морю террасе большой нимфей виллы Цицерона в Формии. Эти нимфеи являлись уже чисто архитектурными произведениями, не связанными ни с гротом, ни с источником. Последний заменен небольшим фонтаном в прямоугольной апсиде.
Наиболее широкое распространение получили маленькиё нимфеи, служившие украшением городских домов. Очень характерен нимфей дома Нептуна и Амфитриты в Геркулануме с фасадом, красочно декорированным скульптурными масками, растительным и геометрическим орнаментом, гирляндами и сценами охоты, изображенными посредством мозаики…».11

Рисунок 9. Нимфеи вилл

Рисунок 10. Нимфей дома Нептуна и Амфитриты
«…Большое место в жизни римлян занимали разного рода зрелища: драматические и мимические представления, гладиаторские игры и борьба с животными, состязания колесниц и т.п. Эти зрелища отразили отличие римской культуры от высокой духовной и физической культуры греков с их идеалом гармонического развития личности человека. Среди греческих зрелищ важное место отводилось традиционным состязаниям самих граждан, причем не только в силе и ловкости, но и в искусстве поэзии, музыки и пения. В противоположность этому главными участниками римских зрелищ были рабы, нередко погибавшие на потеху зрителей — римлян. Римские зрелища в большинстве своем были рассчитаны на примитивные запросы толпы, часто отвечали самым низменным вкусам и носили пассивный потребительский характер.
Театры. В эпоху ранней республики для театральных представлений сооружались временные деревянные театры. Самым ранним сохранившимся каменным театром был Большой театр в Помпеях (рис. 11), примыкавший к Треугольному форуму. Построенный в III—II вв. до н.э., он был расширен и реконструирован в 75 г. до н.э. Эти две стадии строительства показывают процесс формирования театра римского типа…». 12


Рисунок 11. Большой театр в Помпеях
«…Первоначально Большой театр был еще близок к греческому типу, сохранившему связь с природой и изолированность отдельных элементов. Расположенные полукругом места для зрителей — театрон — были устроены на ступенях, врезанных в холм. Орхестр а, в которую можно вписать круг, еще греческого типа, а сцена представляла собой отдельное здание. За сценой находился обширный четырехсторонний портик, служивший фойе (впоследствии преобразованный в перистиль казармы гладиаторов)…
… Цирки. Подобно греческим ипподромам и стадиям римские цирки были местами конных бегов и состязаний на колесницах. Постепенное сложение этого типа сооружений позволяет проследить самое древнее из них — Большой цирк Рима. Он возник еще в царскую эпоху в долине между холмами Палатином и Авентином, на склонах которых располагались зрители. Со временем там были устроены деревянные скамьи, а несколько наискось от оси арены установлена низкая стена — спина, вокруг которой происходили бега. Арена длиной 480 м имела два входа по концам. Близ одного из них начинались состязания. В 329 г. там устроили загоны для лошадей, откуда их выпускали в момент старта. На закругленной противоположной стороне арены в 196 г. до н.э. появились триумфальные ворота. В 174 г. до н.э. на концах спины были установлены меты — конические обелиски и рядом с ними в эдикулах по 7 дельфинов и по 7 яйцеобразных предметов. Они означали общее число кругов состязаний и постепенно убирались, показывая соревнующимся количество оставшихся кругов. К концу республики Большой цирк стал монументальным сооружением, все деревянные части которого были заменены каменными, а спина украсилась статуями и архитектурным декором. В средние века Большой цирк почти полностью исчез.
Этот тип зрелищных сооружений, целиком сложившийся в республиканский период, в дальнейшем не претерпел существенных изменений.». 13
«…В Риме первый каменный мост (мост Эмилия) был построен в 179 г. до н.э. Позднее он неоднократно подвергался переделкам и сейчас представить себе его первоначальную конструкцию трудно. Развитие римского мостостроения самым непосредственным образом связано с освоением круговых арок и цилиндрических сводов. Подобные же задачи возникали и при возведении акведуков. Основой конструкции в обоих случаях была многократно повторенная арка, что приводило к взаимному обогащению опытом в двух этих областях строительства. Исключительно большое значение имело возведение акведука Марция (144 г. до н.э.), послужившее вообще грандиозной школой для римских строителей, которые смело пошли на сооружение аркад многокилометровой длины. На трассе акведуков кроме подземных каменных каналов сооружались требуемые рельефом места туннели, субструкции, мосты. Хотя назначение мостов в акведуках было несколько иным по сравнению с дорожными мостами, тем не менее основные принципы оставались общими и навыки, полученные во время этой стройки, послужили дальнейшему развитию римского мостостроения. Из мостов, сохранившихся на трассе Аква Марция, наибольшими были два: Сан Пьетро и Понте Лупо…

Рисунок 12. Мост Мульвия
«…Римские мосты конца II—I вв. до н.э. почти всегда имели подчеркнутую ось симметрии по центральной арке или по центральному устою. Мосты через Тибр в окрестностях Рима послужили хорошей школой мостостроения. Здесь выработались два композиционных приема: во-первых, увеличение пролета арок моста при его небольшой длине и, во-вторых, много- пролетность, вызываемая большой шириной русла реки. При этом пролеты арок к концам моста уменьшались. Таким был мост Мульвия, возведенный в 109 г. до н.э. (рис. 12). Его общий облик, несмотря на значительные перестройки, восстанавливается достаточно достоверно. Центральную часть моста составляли четыре большие арки — две средние по 18,5 м, связанные устоем, и по одной арке по 17,9 м с каждой стороны несколько меньших устоев. У самых берегов — две малые арки (7,25 и 9,28 м). Устои защищены ступенчатыми волнорезами и облегчены небольшими, арочными же сквозными проемами…».
«…Если мосты как тип дорожных сооружений развиваются вместе с развитием транспорта дальше во всех странах, то акведуки, если говорить об их надземных конструкциях, т.е. субструкциях и аркадах, являются типично римским, притом исключительным, явлением. Подземные водопроводы в каналах в трубах из камня или керамики широко употреблялись как в древней Греции и в странах древнего Востока, так и в более позднее время. Однако водопроводные каналы из бетона и камня, поднятые над землей и поставленные на столбы с арками, появились только у римлян и в сущности, если не говорить о реставрациях, были типичны только для античного Рима. Несмотря на то, что уже у греков существовали напорные водопроводы в трубах и даже сифоны, у римлян был выработан тип гравитационного водопровода со свободным зеркалом водного потока, заключенного в большой прямоугольного сечения канал, сверху покрытый сводчатой конструкцией или плоской каменной плитой. Поставленный на аркаду канал представлял собой серьезное инженерное сооружение, достигавшее в некоторых местах до 50 м высоты (акведук г. Немауза, совр. Нима — Гардский мост).
Трассы акведуков по длине иногда превышали сотню километров, причем древнейшие были почти полностью подземными.
В республиканскую эпоху в Риме было построено четыре акведука: в 312 г. до н.э. — Аква Аппиа, в 272 г. до н.э. — Анио Ветус, в 144 г. до н.э. — Аква Марциа, в 125 г. до н.э. — Аква Тепула. Последний во времена Августа был кардинальным образом переделан. Среди них только акведук Марция имел аркады, остатки которых сохраняются до нашего времени.
Каждый акведук состоял из системы водозабора, канала (спекуса), по которому вода шла от источника к городу, отстойников и системы распределения воды внутри Рима, наконец, водопроводной сети из свинцовых труб, подводящих воду непосредственно в дома, к потребителям.
Древнейший из римских акведуков — Аква Аппиа, был целиком подземным и практически не отличался от греческих. Он имел сравнительно небольшую длину (16,617 км) и его канал либо вырубался в скале, либо, если грунт был мягким, в земле выкапывалась траншея, в которой устраивался искусственный канал из каменных плит, покрывавшихся сверху каменным сводом, а изнутри водонепроницаемой обмазкой. Только небольшой участок канала длиной около 90 м поднят на субструкции.
Хотя протяженность второго акведука — Анио Ветус — была значительно большей (63,7 км), принципы его устройства остались прежними — только очень незначительная часть канала (400 м) была помещена на субструкции. Значительная часть длины его приходилась на изгибы трассы, поскольку строители максимально стремились избежать постройки мостов и туннелей.
Только более чем через 100 лет был построен третий римский акведук — Аква Марциа — один из крупнейших и наиболее мощных акведуков Рима (рис. 13). Общая протяженность его достигала 91,3 км.
Акведук Марция (144 г. до н.э.) был одновременно и техническим, и архитектурным шедевром. Вода в нем отличалась приятным вкусом и чистотой, поэтому она предназначалась, в отличие от воды других акведуков, только для питья. Акведук Марция возводился руками армии рабов, вывезенных из двух только что разрушенных городов — Коринфа и Карфагена. Есть данные считать, что в проекте акведука, как и в его постройке, участвовали греческие мастера-строители и архитекторы. На этот вывод наталкивает необычайно тонко разработанная система пропорций аркад и мостов, где заметно применение золотого сечения. Канал акведука Марция, выходя из-под земли на расстоянии 10 км от Рима, был поставлен на каменную аркаду, в некоторых местах превышавшую по высоте 10 м…».14

Рисунок 13. Акведук Марция (144 г. до н.э.)
«…Акведук Марция (144 г. до н. э.) был первым арочным акведуком. В более ранних акведуках Рима канал был проложен под землей или по сплошной стене. В акведуке Марция он шел по аркам на протяжении 10 км. Аркады акведуков стали как бы органической частью окружающего Рим пейзажа. Рационально запроектированный и тщательно выполненный акведук Марция отличался спокойными пропорциями. Этот памятник стал прообразом других акведуков как каменных, так и бетонных, например акведука Клавдия…».15
«…Городские дома Рима эпохи Республики
Среди жилых сооружений римлян различаются две основные группы — городские дома и сельские жилища — виллы.
Городские дома в Италии эпохи республики сохранились плохо. Но в засыпанных пеплом небольших городах Кампании — Помпеях и Геркулануме — уцелели не только отдельные дома, но и застройка целых кварталов. Это позволило воссоздать достаточно полную картину развития римского жилища за период с IV в. до н.э. до момента гибели этих городов в 79 г. н.э.
Основой экономики плодородной Кампании было сельское хозяйство. Продукция его перерабатывалась в городах — производство оливкового масла, вина и пр. Городское население Помпей составляли богатые землевладельцы, владельцы мелких пригородных участков, ремесленники (среди них преобладали сукновалы и красильщики) и торговцы. Бедные горожане жили в небольших домиках из трех-четырех комнат. Многочисленные дома мелких торговцев и ремесленников имели обращенные на улицу таберны, являвшиеся сочетанием мастерских и лавок, и жилые комнаты на антресолях или на втором этаже…
… Состоятельные горожане и крупные землевладельцы обитали в обширных жилищах, которые иногда занимали целый квартал, особенно в IV—III вв. при малой плотности городской застройки. К IV в. до н. э. уже вполне установился тип этого патрицианского жилища, называемого домусом. Италийский домус (рис. 14) был дальнейшим развитием атриумного дома, сложившегося в своих основных чертах в этрусской архитектуре. Он представлял собой замкнутое прямоугольное здание, глухие стены которого прорезались кое-где щелевидными отверстиями, служившими для вентиляции. Главным фасадом была одна из торцовых стен, в середине которой находился входной портал. Его фланкировали двери таберн, обычно располагавшихся в передней части дома. Вестибюль приводил в атрий — обширный двор в центре здания, вокруг которого группировались жилые и хозяйственные помещения….».16

Рисунок 14. Итальянский домус

Рисунок 15. Дом Пансы. Помпеи. (II век до н.э.). Реконструкция.
В римской денежной (монетной) системе в течение II века до нашей эры значительно увеличивается объем монет из серебра. Это связано с возраставшей добычей на рудниках Испании, а также поступлении серебра с завоеванных Аттики, Македонии и Фракии. Но в этом периоде еще не возникает систематического денежного обращения, основанного на золотых монетах. Поэтому пока еще можно говорить только о «серебряном монометаллизме» римской денежной (монетной) системы. Чеканка золотой монеты носит разовый характер и в денежном обращении они фактически не используются. Развиваются технологии чеканки монеты, их качество значительно возрастает.
Римская денежная (монетная) система с 207-100 гг. до н.э.:
Название | Вес (годы чеканки) | Металл | Изображение монеты 17 |
Денарий (нового образца) Аверс - Рома18, номинал - X, реверс - Диана в биге, птица, TOD, ROMA. |
Вес – 3,86 грамма 189-180 гг. до н.э. |
Серебро | ![]() |
Денарий л. Семпрония Питиона Аверс - Рома, собака, номинал - X, реверс - Диоскуры монограмма CAESTI, ROMA. |
Вес – 4,25 грамма 146 год до н.э. |
Серебро | ![]() |
«…Представленный денарий является типичным образцом стандартного римского чекана середины II в. до н. э. Голова богини Ромы и скачущие Диоскуры — один из двух типов республиканской чеканки того периода, когда римляне «между собой соперничали только из-за славы; каждый спешил поразить врага, взойти на городскую стену, совершить такой подвиг на глазах у других; это считали они богатством, добрым именем и великой знатностью. До похвал они были жадны, деньги давали щедро, славы желали великой, богатств — честных». Автор этих строк, Саллюстий, как и многие другие античные писатели, называл отправной точкой кризиса, постигшего республику, разрушение Карфагена.
Нумизматически точка зрения Саллюстия подтверждается тем, что после гибели города пунийцев римляне стали выносить свои амбиции на монеты, хвастаться своими предками в сюжетах денариев. Богиню Рому, покровительницу Города, стали заменять на аверсах боги-покровители отдельных семей, Диоскуров, хранителей воинской славы Рима, — разнообразные сюжеты, прославляющие предков или современников монетариев.
Впрочем, до новой эпохи оставалось еще несколько лет. Денарий Семпрония Питиона, чеканенный в годы III Пунической войны, был одним из последних представителей старой римской традиции.
Но Карфаген уже был осажден, а его будущий разрушитель уже выставил свою кандидатуру на консульских выбора. До конца «золотого века» римской республики оставалось всего несколько лет…».19
Название | Вес (годы чеканки) | Металл | Изображение монеты |
Денарий Аверс - Рома, номинал - X, реверс - Юпитер в квадриге, монграмма AV RVF (Aurelius Rufus), ROMA. |
Вес – 4,1 грамма 144 год до н.э. |
Серебро | ![]() |
Примерно к концу 140-х годов до н.э. стоимость денария поднялась до 16 ассов. Соответственно квинарий стал равняться 8 ассам, а сестерций - 4 ассам.
Название | Вес (годы чеканки) | Металл | Изображение монеты |
Денарий Аверс - Рома, номинал - XVI, реверс - Диоскуры, монграмма L IVLI (L. Julius), ROMA. |
Вес – 3,79 грамма 141 год до н.э. |
Серебро | ![]() |
Денарий Аверс - Марс, номинал - X, монограмма TI.VE (T. Veturius), реверс - сцена принесения присяги, ROMA. Исторический отсыл к 217 г. до н.э. |
Вес – 3,92 грамма 137 год до н.э. |
Серебро | ![]() |
Денарий Аверс - Юпитер20, S, реверс - Преподобный К. КАССИ РОМА в напряжении, Либертас, держащий пилеус, скипетр и поводья, едущий на галопирующей квадриге вправо. |
Вес – 3,88 грамма 106 год до нашей эры |
Серебро | ![]() |
Денарий Аверс – голова мужчины обращена вправо, знак достоинства ниже подбородка. Реверс - Диоскуры стоят лицом к лицу между своими лошадьми, каждый держит копье |
Вес – 3,99 грамма 109-108 год до нашей эры |
Серебро | ![]() |
К концу второго века до нашей эры мы видим уже некоторое разнообразие римских денариев. На аверсе добавляются – Марс, Юпитер и просто римский гражданин. Хотя все равно римские монеты значительно отстают по разнообразию от греческих. Вот что по этому поводу пишет Л.Н. Казаманова: «…Ранние денарии имеют только один «общегосударственный тип»: на лицевой стороне изображение богини Ромы, на оборотной - Диоскуров на конях. Однако уже к концу II века до нашей эры этот тип вытесняется большим количеством разнообразных монет с самыми разными изображениями… …В большом количестве встречаются изображения легендарных сцен, которые часто связывают с толкованием имени магистрата… …Часто изображались конные статуи, храмы, архитектурные памятники, акведуки…».21 Но это свойственно монетам уже имперского периода Рима в большей степени.
В.В. Рязанов пишет по этому поводу следующее: «…Разложение традиционных республиканских ценностей, традиционно относимое хронологически к периоду после III Пунической войны, не замедлило отразиться и в монетной чеканке Рима. Бедная разнообразием сюжетов (фактически, до середины II в. до н. э. денарии делятся на два типа — Рома на аверсе и Виктория в биге или Диоскуры на реверсе) чеканка проходит ряд этапов, постепенно вырастая в императорскую.
На первом этапе мы видим лишь увеличение числа монетных типов при сохранении их общей идеологической направленности на традиционные римские религиозные принципы. На реверсах появляются Юпитер в квадриге, Диана на оленьей упряжке, Геракл и Юнона в колесницах, запряженных соответственно кентаврами и козлами, другие римские боги.
Десятилетие спустя на реверсах появляются сюжеты, не несущие религиозную окраску. Денарии Т. Ветурия (Crawford 234/1) представляют военную сцену — двух воинов, пленяющих коленопреклоненного юношу со свиньей в руках. Г. Минуций Авгурин изображает на своих монетах момент освящения жрецами колонны со статуей (Crawford 242/1). Секст Помпей Фостул, видимо обыгрывая свой когномен, обращается к временам легендарной древности. Его денарии украшены изображением Руминальской смоковницы, Капитолийской волчицы с близнецами и пастуха Фавстула — персонажей легенды о воспитании Ромула и Рема (Crawford 235/1).
Денарии Секста Помпея — первая, возможно, неосознанная попытка прославления монетариями своего рода в выпускаемых ими монетных типах. В дальнейшем эта тенденция, вступающая в противоречие с римской традицией, все более набирает силу. Отметим, что данное явление прослеживается не только нумизматически. В первой половине II в. до н. э. М. Порций Катон Цензор в своем историческом труде принципиально не называет имен своих героев, именуя их только по занимаемым магистратурам («Таким же образом пересказал он и остальные войны до претуры Сервия Гальбы, который ограбил лузитан, — не называя участвовавших в них полководцев и отмечая сражения без имен». — Nep. Cat. 3, 3—4). Поколением спустя римские историки создают новый жанр исторической прозы — анналистику, фокусируя внимание на занимаемых представителями различных родов магистратурах. Злоупотребления, допускаемые при этом анналистами, высмеивал веком позже Цицерон: «Из-за этих похвальных слов даже история наша полна ошибок, так как в них написано многое, чего и не было: и вымышленные триумфы, и многочисленные консульства, и даже мнимое родство…» (Cic. Brut., 62). Прославление своего рода, подчас и в ущерб исторической достоверности, указывает на то, что первобытное общинное сознание римлян отмирает. Римляне эпохи кризиса республики выделяют себя, свой род из общей массы гражданской общины.
В 128 г. до н. э. новое явление совершает прорыв и в римской монетной чеканке. Триумвиры-монетарии этого года добавляют к традиционному сюжету реверса (Виктория в биге) изображения, прославляющие их род: Гн. Домиций Агенобарб, намекая на предка, организовавшего гладиаторские бои, — гладиатора, борющегося со львом (Crawford 261/1), Л. Цецилий Метелл Диадемат — голову слона, в память о предке, убившем этого пунийского зверя во время Ганнибаловой войны (Crawford 262/1). Годом позже Марк Метелл изображает на реверсе македонский щит со слоном, добавляя к памяти первого предка воспоминание об отце — покорителе потомков Александра Великого Кв. Метелле Македонском (Crawford 263/1). Еще один слон появляется на монетах другого Метелла — Г. Капрария (Crawford 269/1).
Еще через десять лет в Риме выпускается серия монет, впервые посвященная современному событию. Четыре монетария — М. Аврелий Скавр, Л. Косконий, Г. Публиций Маллеол и Л. Помпоний — чеканят денарии для новообразованной провинции, Нарбоннской Галлии, и помещают на реверсах имена основателей первой внеиталийской колонии римского народа Нарбонны Л. Лициния Красса и Гн. Домиция Агенобарба.
Впрочем, обращение к современному событию было слишком революционным и опережающим свое время в римской чеканке и на время вновь исчезает с денариев. В то же время, сюжеты, посвященные прославлению собственного рода, деяний предков, продолжают присутствовать среди монетных типов. Маний Лепид помещает на реверсе конную статую своего предка-триумфатора (Crawford 291/1), такая же статуя украшает денарии Л. Марция Филиппа (Crawford 293/1). Меммии обращаются в своей чеканке к Диоскурам, причем изображают их в необычной для римского чекана манере, отмечая свою связь с культом этих богов (Crawford 304/1). Кв. Лутаций Церкон обращается к деяниям предков — братьев-триумфаторов Г. Катула и Кв. Церкона (Crawford 305/1).
В конце II в. до н. э. единовластно царившая на аверсах денариев Рома вынуждена потесниться, дав место другим богам и богиням римского пантеона. На монетах появляются Юпитер и Вулкан, Марс и Геркулес, Юнона и Церера. Впервые используются изображения божественных персонификаций, например, Пиетас и Салюс. Очевидно, монетарии обращаются к тем богам, которые особенно почитались в их семействах или к которым они возводили свои легендарные родословные…».22
Не надо забывать, что середина II века до нашей эры, это покорение Македонии и многих греческих городов полисов Римской республикой. Всем этим новым провинциям Рим давал разную степень самостоятельности. Данные политические изменения также коснулись и денежной (монетной системы) Македонии и греческих городов. Все ранее чеканенные ими монеты из золота и серебра, оставались в обращении, но чеканка новых момент уже осуществлялась с учетом интересов Рима.
Начиная с 144 года до нашей эры, римский военачальник Квинт Метелл обустраивал завоеванную Македонию, предварительно подавив в ней мятеж:
«…Квинт Метелл смог усмирить мятеж, разгромил отряды восставших и уничтожил последние следы свободы Македонии. Страна была преобразована в римскую провинцию, а ее последний царь, бежавший было во Фракию, был схвачен и в оковах приведен в Рим в триумфе первого из Цецилиев, получивших имя по названию побежденной им страны — Метелла Македонского.
Впрочем, триумф состоялся только в 146 г., а до этого Квинт Метелл потратил около двух лет на обустройство провинции. Македонии был дан провинциальный закон, были установлены налоги и сборы, размещены гарнизоны в важнейших стратегических центрах провинции.
Памятником миротворческой и административной миссии Метелла стала чеканка традиционных для Македонии тетрадрахм, но с новым изображением. Если аверс, изображавший Артемиду на македонском щите остался таким же, что и на монетах предыдущего периода, когда страна считалась формально независимой, хотя и находящейся под римским протекторатом, реверс имел значительные отличия. Над дубиной Геракла была изображена рука с оливковой ветвью, как символ того, что римляне утвердили на Балканах мир. Кроме того, впервые изображение на македонских монетах сопровождалось не греческой, но смешанной греко-латинской легендой LEG ΜΑΚΕΔΟΝΩΝ, то есть «Закон для Македонии...
… Существует вариант расшифровки легенды как LEGATIO, то есть «Посольство», в память о том, что римляне якобы не считали, что македонцы поддержали Андриска и после его поражения послали в страну не оккупационную армию, но мирное посольство. По нашему мнению, такое объяснение не является правильным и логичнее считать, что Метелл первыми своими выпусками пропагандировал новый провинциальный закон, разработанный им для Македонии.
В 146 г. Метелл покинул провинцию для того, чтобы войти с триумфом в Рим. Чекан тетрадрахм с легендой LEG ΜΑΚΕΔΟΝΩΝ, как представляется, был прекращен или сразу после смены наместников или через незначительное время.
Долгое время после Метелла римляне не вмешивались в македонскую денежную систему. Провинция исправно платила налоги, составлявшие сто талантов в год, и Рим позволял новым подданным делать это в той монете, в какой им было привычно. Основными денежными единицами на Балканах были в это время афинские тетрадрахмы нового стиля и тетрадрахмы острова Фасос…». 23
Посмотрим, какие Денарии (относящие к рассматриваемому периоду - III века до нашей эры) представляет Гарольд Мэттингли в своей замечательной книге - «Монеты Рима». Москва. Издательство «Коллекшион Бук» 2005 год. – 316 с.;






Римская республика в 100 году до нашей эры
Список использованных источников:
1. А.Н. Зограф. «Античные монеты». Издательство Академии наук СССР. Москва. Ленинград. 1951 год. – 308 с.
2. Л.Н. Казаманова. Ответственные редакторы Н.А.Фролова, Г.А.Кошеленко «Введение в Античную нумизматику». Учебное пособие. 2-е издание. Москва РИОР Инфра-М: 2013 год. 360 с.
3. Д.В. Кошевар «Большая энциклопедия банкнот и монет». Издательство АСТ. 2016 год.- 256 с.
4. Марк Порций Катон. «Земледелие». Издательство «Ладомир Наука». Москва. 1998 год. 220 с.
5. Г. Мэттингли «Монеты Рима». Москва. Издательство «Коллекшион Бук» 2005 год. – 316 с.;
6. Приложения книги: Г. Мэттингли «Монеты Рима». Москва. Издательство «Коллекшион Бук» 2005 год. – 316 с.;
7. «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Авторы: М.Б. Михайлова, Б.П. Михайлов, С.А. Кауфман, П.Б. Розентуллер, Г.А. Кошеленко, И.С. Николаев. Москва, Стройиздат, 1973;
8. Адам Смит «О происхождении и употреблении денег». Государственное социально-экономическое издательство «Москва». 1931 год. Ленинград;
9. Шофман А. С. История античной Македонии. Ч. 1: Доэллинистическая Македония. — Казань: Издательство Казанского университета, 1960. — 300 с.
10. Шофман А. С. История античной Македонии. Ч. 2: Македония и Рим. — Казань: Издательство Казанского университета 1963. — 434 с.;
11. Штаерман Е.М. Древний Рим: проблемы экономического развития. Москва: Издательство «Наука», 1978 год.;
12. «Деньги мира». Редакционная группа: О. Елисеева, Т. Евсеева, С. Тихомиров. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2012 год. - 94 с.;
13. Источниковедение Древней Греции (эпоха эллинизма) Учебное пособие. Под ред. проф. В. И. Кузищина. М., Издательство Московского университета. 1982 год.;
14. Италия по-русски. Дороги Древнего Рима. http://italia-ru.com;
Источники в интернете:
4. В.В. Рязанов «Монеты и монетарии Римской республики»: http://ancientrome.ru
Сноски в тексте:
1. ЮГЕР (лат. jugerum, происходит, вероятно, от jugum ‒ ярмо). Древнеримская мера площади пахотной земли. https://w.histrf.ru Югер, единственный из римских мер земли, был равен прямоугольнику 120х240 футов (ок. 2500 кв. м); остальные меры были квадратами. Югер – площадь поля, которое может вспахать за день упряжка быков (отсюда и название).
2. Ахейская лига (греч. ΚοινὸΝ τῶν ἈχΑιῶΝ, Койнон тон Акхайон "Лига ахейцев") - была конфедерацией греческих городов-государств эллинистической эпохи на северном и центральном Пелопоннесе. Лига была названа в честь региона Ахея на северо-западе Пелопоннеса, который составлял ее первоначальное ядро. Первая лига была образована в пятом веке до нашей эры. Вторая Ахейская лига была основана в 280 году до нашей эры. Как соперник Антигонида Македонского и союзник Рима, лига сыграла важную роль в расширении Римской Республики в Грецию. Этот процесс в конечном итоге привел к завоеванию и роспуску Лиги римлянами в 146 году до нашей эры.
3. Нуми́дия (лат. Numidia) — в древности область в Северной Африке (современная северная часть Туниса и Алжира), была населена нумидийцами. (союзник Римской республики в середине II века до нашей эры).
4. В переводе с латинского нобиль означает «знатный».
6. Экви́ты (Вса́дники) (лат. equites, от лат. equus, «конь») — военная кавалерия, а затем одно из привилегированных сословий в Древнем Риме
7. Италия по-русски. Дороги Древнего Рима: Подробнее: http://italia-ru.com
8. «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Авторы: М.Б. Михайлова, Б.П. Михайлов, С.А. Кауфман, П.Б. Розентуллер, Г.А. Кошеленко, И.С. Николаев. Москва, Стройиздат, 1973 год.
9. Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Авторы: М.Б. Михайлова, Б.П. Михайлов, С.А. Кауфман, П.Б. Розентуллер, Г.А. Кошеленко, И.С. Николаев. Москва, Стройиздат, 1973 год.
10. Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Авторы: М.Б. Михайлова, Б.П. Михайлов, С.А. Кауфман, П.Б. Розентуллер, Г.А. Кошеленко, И.С. Николаев. Москва, Стройиздат, 1973 год.
11. Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Авторы: М.Б. Михайлова, Б.П. Михайлов, С.А. Кауфман, П.Б. Розентуллер, Г.А. Кошеленко, И.С. Николаев. Москва, Стройиздат, 1973 год.
12. Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Авторы: М.Б. Михайлова, Б.П. Михайлов, С.А. Кауфман, П.Б. Розентуллер, Г.А. Кошеленко, И.С. Николаев. Москва, Стройиздат, 1973 год.
13. Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Авторы: М.Б. Михайлова, Б.П. Михайлов, С.А. Кауфман, П.Б. Розентуллер, Г.А. Кошеленко, И.С. Николаев. Москва, Стройиздат, 1973 год.
14. Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Авторы: М.Б. Михайлова, Б.П. Михайлов, С.А. Кауфман, П.Б. Розентуллер, Г.А. Кошеленко, И.С. Николаев. Москва, Стройиздат, 1973 год.
15. История архитектуры: https://vk.com
16. Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова. Авторы: М.Б. Михайлова, Б.П. Михайлов, С.А. Кауфман, П.Б. Розентуллер, Г.А. Кошеленко, И.С. Николаев. Москва, Стройиздат, 1973 год.
17. Изображения с ресурса: http://munze.ru
18. Рома - в римской мифологии богиня, персонификация города Рима.
19 В.В. Рязанов «Монеты и монетарии Римской республики»: http://ancientrome.ru
20. Юпитер – главное божество древних римлян. Почитался как громовержец, покровитель границ, бог войны.
21. 2. Л.Н. Казаманова. Ответственные редакторы Н.А.Фролова, Г.А.Кошеленко «Введение в Античную нумизматику». Учебное пособие. 2-е издание. Москва РИОР Инфра-М: 2013 год. 360 с., Страница 76.
22. В.В. Рязанов «Монеты и монетарии Римской республики»: http://ancientrome.ru
23. В.В. Рязанов «Монеты и монетарии Римской республики»: http://ancientrome.ru
