Понятия: Электронное обучение и Дистанционные образовательные технологии
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании)
при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение.
Требования к реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий регламентируются
статьей 16 Закона об образовании, в части 1 которой даны следующие определения:
- электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации
образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также
информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических
работников;
- дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей
при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Согласно части 2 статьи 16 Закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение,
дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В настоящее время действуют Правила применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №
1678 (далее – Правила).
Пунктом 3 Правил определено, что реализация образовательных программ или их частей в образовательной организации с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, разрабатываемых
самостоятельно в соответствии с частями 10 и 11 статьи 11 Закона об образовании, примерных дополнительных профессиональных программ или типовых
дополнительных профессиональных программ, примерных программ профессионального обучения или типовых программ профессионального обучения может
осуществляться с применением:
- электронного обучения;
- дистанционных образовательных технологий;
- исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Пунктом 4 Правил уточняется, что:
- при применении электронного обучения организуется как отложенное во времени, так и в режиме реального времени взаимодействие обучающегося с
педагогическим работником посредством использования баз данных, цифровых образовательных сервисов, информационных технологий, технических средств и
информационно-телекоммуникационных сетей, при котором обучающийся самостоятельно выполняет задания в порядке, определенном педагогическим работником в
том числе для осуществления контроля усвоения материала, в целях освоения обучающимся учебных предметов, курсов и дисциплин (модулей), предусмотренных
образовательной программой;
- при применении дистанционных образовательных технологий образовательные программы реализуются в основном с применением информационных и
телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического
работника;
- при реализации образовательных программ высшего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, основных программ
профессионального обучения, дополнительных общеобразовательных программ, дополнительных профессиональных программ с применением исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий предполагается режим обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную
программу удаленно, взаимодействуя с педагогическим работником исключительно посредством цифровых образовательных сервисов и ресурсов электронной
информационно-образовательной среды, и допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического
работника с обучающимся в аудитории.
Таким образом,
основным отличием электронного обучения от дистанционных образовательных технологий является способ организации взаимодействия
обучающегося с педагогическим работником с использованием соответствующих ему средств и технологий
. Вместе с тем, на практике образовательный процесс
строится в тесной взаимосвязи применяемых электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Дата новости:
06.11.2024