Общие вопросы организации кассовой работы в кредитных организациях

Общие вопросы организации кассовой работы  в кредитных организациях
Банковское дело

Общие вопросы организации кассовой работы в кредитных организациях

Основным нормативным документом, регулирующим организацию кассовой работы в банках, является Положение ЦБ РФ № 630-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России» от 29 января 2018 года.

Банк России устанавливает общие правила организации кассовой работы в коммерческих банках, которые устанавливают:

  1. общий порядок организации и ведения кассовой работы;
  2. правила перевозки и хранения банкнот, монеты и других ценностей;
  3. порядок определения банкнот, имеющих признаки подделки и неплатежеспособности;
  4. порядок замены и уничтожения банкнот ЦБ РФ.

Каждая кредитная организация (например, коммерческий банк и его филиалы) по месту своего нахождения создают кассовый узел и денежное хранилище, в соответствии с требованиями ЦБ РФ к их техническому состоянию. Кассовый узел используется для осуществления кассового обслуживания граждан, предприятий и организаций, а также для осуществления всех видов операций с наличными деньгами и иными ценностями. Размеры помещений и их количество устанавливаются банками самостоятельно, исходя из масштабов деятельности и объемов совершаемых операций.

Банки осуществляют следующие виды кассовых операций:

  • прием, выдачу и размен банкнот и монеты ЦБ РФ;
  • обмен рублевой наличности, в том случае если она имеет признаки неплатежеспособности;
  • обработку денежной наличности, а именно – пересчет, сортировку банкнот в пачки, в кассеты, формирование монеты в мешки, а также в другие средства упаковки;
  • обмен рублевой денежной наличности на иностранную валюту и наоборот;
  • кассовое обслуживание клиентов, к которому относятся следующие операции – по приему денежной наличности от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (граждан) для зачисления на их счета, а также операции по выдаче им денежных средств с одновременным списанием с их счетов.

По согласованию с РКЦ ЦБ РФ, где у коммерческого банка открыт корреспондентский счет, устанавливается лимит наличных денег в операционной кассе головного банка, его филиалов и дополнительных офисов. Фактический остаток наличных денег в кассе должен быть не менее суммы установленного лимита. Размер лимита зависит от масштабов и объемов деятельности каждого конкретного коммерческого банка. Наличные деньги необходимы банку для удовлетворения всех требований клиентов по получению денежной наличности со своих счетов.

Все операции с наличными деньгами и другими ценностями совершаются в помещениях банка, а также его внутренних структурных подразделениях, оборудованных в соответствии с требования ЦБ РФ, которые заключается в следующем:

  • такие помещения, располагаются таким образом, чтобы исключить в них нахождение любых посторонних лиц, кроме кассовых и инкассаторских работников;
  • такие помещения оборудуются отдельным входом, который охраняется сотрудником охраны и техническими средствами охраны и наблюдения;
  • эти помещения должны быть оснащены пожарной и охранной сигнализацией с выводом сигнала на подразделение охраны банка;
  • хранилищем денежных средств и ценностей является специально оборудованная сейфовая комната с металлическими шкафами и сейфами не ниже 1-го класса устойчивости.

Кредитная организация может застраховать всю денежную наличность и иные ценности, находящиеся в ее операционной кассе. Также многие кредитные организации страхуют здоровье и жизнь кассовых и инкассаторских работников.

Работа с наличными деньгами осуществляется кассовыми работниками, а непосредственно перевозку и инкассацию наличных денег осуществляют инкассаторские работники, с которыми заключаются договоры о полной материальной ответственности. Кассовым и инкассаторским работникам в соответствии с Положением ЦБ РФ № 630-П запрещается:

  • «… выполнять поручения клиентов по осуществлению операций с наличными деньгами по банковским счетам, счетам по вкладам, минуя бухгалтерских работников, при отсутствии системы контроля, предусмотренной в пункте 2.6 настоящего Положения;
  • убирать из поля зрения клиента принимаемые от него, выдаваемые ему наличные деньги, документы до окончания операции и выдачи клиенту подписанного кассовым работником экземпляра приходного, расходного кассового документа с проставленным оттиском штампа кассы;
  • хранить на рабочем столе кассового работника ранее принятые от клиентов наличные деньги;
  • уничтожать, производить гашение сомнительных, имеющих признаки подделки денежных знаков Банка России, в том числе путем проставления оттисков штампов, пробивания отверстий, разрезания, а также выдавать, возвращать их клиенту…».

Также банк (кредитная организация) осуществляет, как правило, самостоятельно инкассацию собственных денежных средств из РКЦ ЦБ РФ (со своего корреспондентского счета) и обратно. Также может оказывать услуги своим клиентам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателем, по инкассации и доставке денежных средств и других различных ценностей.

Для эффективного обслуживания своих клиентов, а также обработки наличных денежных средств, каждая кредитная организация создает аппарат кассовых подразделений, который состоит из следующих видов касс – приходных, расходных, приходно-расходных, вечерних, касс пересчета. Количество таких касс, их штат работников, а также техническое обеспечение, зависят от характера и объемов деятельности каждой кредитной организации.

К основным задачам деятельности кассовых подразделений кредитных организаций (банков) относятся:

  • расчетно-кассовое обслуживание населения (граждан РФ) в рублях и иностранной валюте;
  • осуществление безналичных переводов без открытия счета по поручению физических лиц с использование различных систем денежных переводов;
  • осуществление различных видов кассовых операций по поручению физических лиц, а именно – обмен (покупка и продажа) иностранной валюты, прием иностранной валюты на вклады и выдача со счетов с использованием, в том числе, банковских карт;
  • прием и выдача денежной наличности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • организация работы с наличными деньгами при использовании банкоматов;
  • обработка и пересчет денежной наличности, в том числе, выявление поддельных и сомнительных банкнот, а также банкнот, которые имеют признаки неплатежеспособности;
  • обеспечение бесперебойного и эффективного кассового обслуживания всех клиентов банка;
  • обеспечение надлежащего хранения денежной наличности и других ценностей (драгоценных металлов, ценных бумаг, бланков строгой отчетности и т.д.);
  • обеспечение установленного законом порядка приема, обработки, хранения и выдачи наличных денег и иных ценностей из касс и кладовых (хранилища) кредитной организации (банка);
  • проводит профилактические мероприятия, направленные на устранение растрат, хищений, просчетов и иных злоупотреблений в кассовой работе;
  • организация устранения недочетов, выявленных в ходе ревизий и проверки организации кассовой работы, а также выявление случаев растрат, хищений и иных злоупотреблений;
  • проведение политики автоматизации кассовой работы, повышающей производительность труда кассовых работников банка;
  • организация и осуществления мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионализма кассовых и инкассаторских работников банка.

Кассовое подразделение любой кредитной организации (банка) возглавляется заведующим кассой, с которым заключается договор о полной материальной ответственности. Сохранность денежных средств и иных ценностей обеспечивают руководитель банка, главный бухгалтер и заведующий кассой, также они несут всю ответственность за своевременность и законность всех видов осуществляемых банком кассовых операций.

Структуру кассового подразделения банка упрощенно можно представить в виде следующей схемы.

Структура кассового подразделения банка

032_01.png

Все проводимые кассовые операции в банке также можно представить в виде таблицы 2.1.

Кассовые операции кредитных организаций

Таблица 2.1

Содержание операции

Место

проведения

Документ

1. Прием денежной наличности от организаций

Приходные кассы.

Вечерние кассы

Объявление на взнос наличными

2. Прием денежной наличности через инкассаторов

Приходные кассы. Вечерние кассы.

Препроводительная ведомость.

3. Выдача денежной наличности организациям

Расходные кассы

Денежный чек

4. Размен денежной наличности организациям

Разменные кассы

5. Прием и выдача денежной наличности физическим лицам

Приходно-расходные кассы

Приходные и расходные кассовые ордера

6. Выдача и прием денежной наличности через банкоматы

Место установки банкоматов

Приходные и расходные кассовые ордера

7. Выдача и прием денежной наличности через электронных кассиров

Место установки электронных кассиров

Приходные и расходные кассовые ордера

8. Прием денежной наличности через автоматические сейфы

Место установки автоматических сейфов

Препроводительная ведомость

9. Пересчет, сортировка, упаковка денежной наличности

Кассы пересчета

В современной кредитной организации (банке) кассовая работа ориентирована на максимальное использование средств автоматизации и современных информационных технологий. Автоматизация кассовых процессов позволяет значительно увеличить производительность труда кассовых работников, точность исполнения кассовых операций, скорость обслуживания клиентов банка, точность отражения кассовых операций в бухгалтерском учете и отчетности, значительно упростить и поднять качество контроля кассовых операций. В целом все вышеперечисленное позволяет значительно сократить себестоимость кассовых операций в кредитной организации.

Осуществление кассовых операций банка можно представить в виде следующей схемы.

Порядок ведения кассовых операций

032_02.png

Пользователь:  [3] (shorikov) Сергей Шориков

Теги:  банки

Дата создания:  17.08.2019 13:02:51